Губернаторский корпус в ожидании реформы.
Фото с официального сайта президента РФ
Законопроект о прямых выборах руководителей регионов вчера был рассмотрен на комитете Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству. Выяснилось, что демократическая инициатива президента существенно подкорректирована путем внесения множества поправок и постепенно превращается едва ли не в полную свою противоположность. Думская оппозиция уже заявила, что такой закон поддерживать не станет. А эксперты предупреждают: документ в его нынешнем виде опасен для политического здоровья страны.
Второе чтение президентского законопроекта о прямых выборах глав субъектов РФ Госдума предварительно назначила на 24 апреля. Вчера же профильный комитет нижней палаты рассмотрел поправки к тексту. Предложения оппозиционных фракций были в основном отвергнуты.
Правда, при этом почти не отразились на проекте и все инициативы Совета Федерации. Напомним, что сенаторы, в частности, выступали за полный запрет института самовыдвиженцев и за ужесточение президентского фильтра.
Вчера оказалось, что их идеи не пригодились – потому что изменилась концепция законопроекта. Теперь она включает так называемый муниципальный фильтр, идея которого была озвучена на встрече президента Дмитрия Медведева в начале апреля с рядом губернаторов и мэров. А во-вторых, и это главное, премьер Владимир Путин в ходе своего отчета перед Госдумой 11 апреля недвусмысленно поддержал именно муниципальный фильтр. А по поводу президентского выразился коротко, но неопределенно. Дескать, он должен быть понятен и прозрачен. Теперь в законе предполагается записать: процедуру консультаций президента с политическими партиями и с самовыдвиженцами определит он сам.
По поводу института самовыдвиженцев думцы постановили: решать вопрос их участия в гонке будут местные законодатели. Они же определят и количество подписей, которое решившие попытать счастье граждане должны будут собрать в свою поддержку. Федеральный законодатель установил здесь только общие рамки – не меньше полупроцента от всего населения региона и не больше двух. Правда, вчера на заседании комитета даже депутаты-единороссы уверенно говорили: самовыдвиженцев скорее всего не будет ни в одном субъекте РФ. Впрочем, такая возможность все-таки просматривается – в тех регионах, где репутация партии власти сильно подорвана. И где представители местной властной элиты не захотят ставить свой авторитет под удар.
Таким образом, в новом законе выборов как таковых и не просматривается. Фактически создается механизм назначения глав регионов через решения своего рода выборщиков. В их роли как раз и выступят муниципальные депутаты и руководители муниципалитетов. Депутат от «Справедливой России» Дмитрий Гудков на вчерашнем заседании комитета уже заявил, что такую конструкцию его партия поддержать не может. Эсэры выступают вообще против каких-либо фильтров.
Депутат из КПРФ, руководитель юрслужбы Компартии Вадим Соловьев заметил, что кандидатам в губернаторы от оппозиции в таких раскладах делать нечего. И действительно, получается так, что подписываться муниципалы в основном станут, конечно, за представителей «Единой России». Тем более что именно ее представители на местном уровне почти везде имеют большинство. При этом те муниципальные депутаты, которые состоят не в партии власти, обычно представляют бюджетников, которыми легко манипулировать. Любопытно, что, согласно поправке от Заксобрания Ульяновской области, претенденту на пост руководителя субъекта РФ надо будет собрать не просто от 5 до 10% подписей муниципалов. Среди них опять же от 5 до 10% (сколько точно, определит для себя каждый регион) должны составлять подписи от представителей муниципалитетов так называемого второго уровня. То есть районов и городских округов. Таким образом, в законе делается страховка от тех умников, которые решат, что собрать подписи можно будет легко: взять машину водки и проехаться по деревням и поселкам. Или, иными словами, муниципалитетам низового уровня.
Впрочем, в обоих случаях процедура радикально усложнена. Ведь подписи муниципалов должны быть нотариально заверены. То есть кандидату нужно будет везти нотариуса с собой – ведь местные депутаты, а тем более мэры сами к нему не побегут. Если, конечно, это не будет тот самый реальный кандидат в губернаторы, который на самом деле и будет «избран» гражданами после того, как он пройдет фильтр, а точнее получит одобрение выборщиков.
Некоторые нормы, обозначенные в поправках, потом неизбежно будут оспаривать в судах. Например, согласно одной из них, баллотироваться в губернаторы не смогут лица даже со снятой или погашенной судимостью за тяжкие и особо тяжкие преступления. Причем избираться депутатами ГД и даже президентами РФ таким лицам не запрещено – но для губернаторской должности сделано какое-то необъяснимое исключение.
Что же касается новых партий, то кроме права у них, конечно, должна быть и возможность выдвигать кандидатов в губернаторы. А вот с этим будет явно хуже. Например, секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов заявил «НГ», что требование о нотариальном заверении подписей косвенно вводит имущественный ценз. А зампред комитета от ЛДПР Сергей Иванов привел такой пример. В его Курской области более 3,5 тыс. муниципалов. Значит, подписи надо будет собрать у трех с половиной сотен. Сколько будут стоить услуги нотариуса, которого придется возить с собой несколько дней? При том условии, добавим, что даже заверение подписи в его офисе стоит не меньше 700 руб. Интересно, однако, что даже нотариально удостоверенные автографы муниципалов предполагается проверять в избирательных комиссиях субъектов РФ.
Ужесточена и процедура отзыва губернаторов, который, напомним, производится по принципу референдума. Инициативная группа граждан после регистрации должна собрать некое количество подписей. Вчера на комитете сначала решили, что это должно быть не меньше, чем половина от общего числа жителей региона. Но потом сжалились и постановили, что достаточно будет одной четверти от их списочного состава.
На этом фоне совершенно теряется единственная демократическая поправка. Записано, что для победы кандидату в губернаторы надо собрать голоса более половины избирателей региона. Если с первого раза не получается – проводится второй тур. Но вкупе со всеми остальными нормами это скорее всего будет выглядеть так: по-настоящему реальный кандидат, чтобы не возбуждать население, и не будет стремиться к быстрой победе. Ему даже выгодно будет победить во втором туре – или подставного, или слабого оппозиционного соперника.
Член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров уверен, что закон не противоречит линии президента Дмитрия Медведева на модернизацию, поскольку этой линии просто не было: «Декабрьские заявления Медведева о политической реформе во многом объяснялись, как мы видим сегодня, реакцией на протесты и опасениями Кремля насчет их расширения». Поэтому теперь, подчеркивает эксперт, когда протесты сходят на нет, а выборы прошли, Кремль считает, что может сдать назад: «А сдавать совсем он не хочет. Поэтому медведевские законы в Думе обрастают все новыми усложнениями».
В то же время, указывает Николай Петров, новый порядок губернаторских выборов – самая серьезная инициатива президента: «Это закон прямого действия – он вступает в силу сразу, в отличие от закона о выборах в Госдуму, которые неизвестно когда состоятся. Это новшество станет важной политической машиной, которая будет подталкивать все остальные преобразования, связанные с политическими партиями». Возню с ужесточением текста законопроекта эксперт считает игрой, затеянной организаторами процедуры принятия: «Предлагаются заведомо идиотские изменения, чтобы потом, сняв наибольшие нелепости, можно было оставить ряд жестких элементов, которые позволяли бы полностью контролировать ситуацию».
Следование принципу «чем хуже – тем лучше» содержит сомнительную пользу для Кремля. Первые же выборы будут просто ломать излишние процедурные ограничения, уверен Петров: «Хотел бы я посмотреть на президента, который своим решением снимает популярного кандидата. Гораздо опаснее президентского муниципальный фильтр, который как раз и призван снять с президента ответственность за негативные решения и отсечь от участия в гонке неугодных Кремлю участников». Важно понимать, отметил собеседник «НГ», что даже если Кремль превратит выборы губернатора в референдум по доверию своему кандидату, он во многих случаях автоматически проиграет: «Случившееся в Ярославле, а до этого в Иркутске – это не победа сильного оппозиционера, а проигрыш кандидата Кремля. Все равно кому». «Даже самый слабый противник Кремля может в этом случае выиграть губернаторские выборы», – заключает эксперт.