0
5474
Газета Политика Интернет-версия

16.04.2012 00:00:00

Сбудется ли пророчество Черчилля?

Евгений Бажанов

Об авторе: Евгений Петрович Бажанов - заслуженный деятель науки России.

Тэги: черчилль, внешняя политика


черчилль, внешняя политика Фото Reuters

Прочел статью Екатерины Кузнецовой «Конфронтационная модель внешней политики» в «Независимой газете» (см. номер от 29.02.12).

В статье российское руководство обвиняется в проведении внешней политики образца XIX века. При этом складывается впечатление, что автор считает американскую внешнюю политику современной и образцовой, прямой противоположностью российской.

Мне же представляется, что именно Соединенные Штаты следуют архаическим и ретроградским внешнеполитическим курсом. И вынуждают других, в том числе Россию, подстраиваться под навязываемые из-за океана старые нормы и правила поведения. Основные задачи, которые Вашингтон пытается решить на международной арене, по сути, сводятся к следующему.

1. Сдерживание, ослабление и подавление главных геополитических соперников, России и Китая, которые не только не согласны жить в условиях американской гегемонии, но бросают ей вызов и сами претендуют на лидирующие позиции в мировой политике и экономике.

2. Подавление и уничтожение всех других режимов, которые не устраивают Соединенные Штаты по тем или иным причинам. То ли не желают подчиняться американским командам, то ли враждуют с союзниками и друзьями США или придерживаются негодной с точки зрения Вашингтона идеологии и внутренней политики, мешают удовлетворению американских экономических интересов и т.п.

3. Обеспечение американского контроля над максимально возможной долей мировых рынков и природных ресурсов.

Для решения первой из упомянутых задач Соединенные Штаты прежде всего под разными предлогами стремятся увековечить свое военное превосходство над Россией и Китаем: совершенствуют вооружения, обкладывают соперников военными союзами и коалициями, базами, ракетными установками.

Что касается России, то это выражается в неуклонном расширении НАТО на Восток, наращивании военного сотрудничества с режимом Саакашвили, размещении системы ПРО в Восточной Европе, закреплении позиций Пентагона в Центральной Азии и т.п.

Одновременно Вашингтон добивается преимуществ над Москвой и Пекином в политической сфере: провоцирует ссоры между ними и другими странами, особенно соседями, подачками и посулами перетягивает эти страны в свой лагерь. На экономическом фронте России и Китаю чинятся препятствия, выдвигаются необоснованные претензии, выламываются руки. Торговля с Россией продолжает блокироваться действительно архаичной и ретроградской, более того издевательской поправкой Джексона–Вэника. От Китая то требуют повышать курс юаня, то ограничить экспорт товаров на американский рынок, то умерить коммерческую активность в Африке и Латинской Америке.

Ну и, наконец, в гуманитарной области и Москву, и Пекин Соединенные Штаты бичуют за малейшие нарушения демократических процедур и прав человека, которые и сами порой не соблюдают, но в то же время они не возражают против игнорирования этих прав и норм своими друзьями (от Саудовской Аравии до Пакистана). Примечательно, что, когда маоистский Китай противостоял СССР, Белый дом абсолютно не замечал массовых безобразий, творившихся внутри КНР (по принципу – своих не сдаем).

Теперь о второй задаче. На глазах у всего мира Америка раз за разом набрасывается всей своей мощью на негодные режимы: на Сербию, Иран, Ливию. На очереди Сирия, Иран, Северная Корея. Иногда предлоги для нападения звучат более или менее благовидно. Но ведь так было и в XIX, и XX веках – сильные и амбициозные державы и тогда прикрывали гегемонистские аппетиты красивыми лозунгами. Колонизаторы твердили о цивилизаторском «бремени белого человека», Наполеон – об освобождении народов Европы от уз феодализма, Советский Союз – об интернациональной помощи силам мира, прогресса и социализма.

Ну а третья, экономическая задача решается Вашингтоном как за счет реализации первых двух (изложенных выше), так и взятием под контроль источников сырья, путей их транспортировки, манипулированием валютно-финансовыми рычагами и т.д.

Так что ничего нового в американской внешней политике нет. Увы, после окончания холодной войны вроде бы появился реальный шанс формирования новой, демократичной, неконфронтационной системы международных отношений. Но все попытки Москвы наладить в 1990-е годы истинно партнерские, равноправные отношения с Вашингтоном натыкались на его нежелание видеть Россию сильной и самостоятельной. К нам в лучшем случае подходили как к младшему партнеру, которому позволено лишь идти в фарватере американской политики, не подавать собственного голоса и выполнять роль сырьевого придатка Запада.

Поэтому так до сих пор и не удалось создать новую систему. Возможно, виноваты в этом и другие правительства ведущих держав, но прежде всего американское. Уинстон Черчилль как-то сказал: «Всегда можно быть уверенным в том, что Америка пойдет правильным путем. После того как исчерпает все альтернативы». Альтернативы исчерпаны. Так сбудется ли пророчество Черчилля? Если сбудется и Америка модернизирует свою внешнюю политику, то ее примеру наверняка последуют другие ключевые игроки.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Ольга Соловьева

Чиновники не хотят привлекать частный бизнес для проведения переписей населения

0
361
Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Иван Родин

Иностранных консулов будут пускать к согражданам только два раза в месяц

0
303
Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Дарья Гармоненко

Борьба за возвращение городу на Волге предыдущего имени происходит волнами

0
251
Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Екатерина Трифонова

К извещению участников уголовного дела подходить формально нельзя, к замене адвоката – можно

0
353

Другие новости