Фото Reuters
4 апреля в Московской хоральной синагоге главный раввин России Адольф Соломонович Шаевич принимал делегацию Сената США. Интерьеры исторического, недавно отреставрированного здания, речь главного раввина весьма впечатлили делегацию, представлявшую в основном… финансовый комитет Сената. А причина, по которой жизнью российской еврейской общины интересовался именно финансовый сенатский комитет, восходит еще к 1974 году, когда был принят самый упоминаемый из американских юридических документов, непосредственно относящихся к СССР-России. Знаменитая поправка Джексона–Вэника, ограничивавшая наши торговые связи в наказание за ограничение эмиграции советских евреев, именно в эти недели 2012 года стала горячей политической новостью.
С минимальными сокращениями сей исторический текст гласит: «… (если) страна: 1) отказывает своим гражданам в праве на свободную эмиграцию; 2) облагает более чем номинальной пошлиной эмиграцию, визы или другие документы, необходимые для эмиграции… …товары из (этой) страны… не будут подлежать недискриминационному режиму… страна не будет участвовать в какой-либо программе правительства США, предполагающей… предоставление кредитов, кредитных гарантий или инвестиционных гарантий, а президент США не будет заключать какие-либо коммерческие соглашения с такой страной».
Многие считают тему поправки неактуальной, потому что с 1989 года, когда ограничения на эмиграцию советских евреев были полностью сняты, президент США ежегодно вводит мораторий на ее действие в отношении СССР-России. И с тех пор ни один доллар дискриминационных тарифов/сборов не лег на российские товары. Но даже и в самом узко-денежном измерении можно заметить: сделки бывают разные. Продать один танкер нефти, купив на эти деньги полкорабля «ножек Буша», – на это зонтика «годового моратория», может, и хватит, но затеять многолетний строительный, инвестиционный проект…
И на недавних переговорах по вступлению России в ВТО представитель США Сюзан Шваб заявляла: США не готовы пока отменить поправку.
Но сегодня в США дебаты идут широким фронтом, от судебного иска к Обаме, обязывающего его, в случае победы истцов, отменить поправку, до выяснения, кто – президент или Конгресс – должен ее отменить. И почему отменить: посол США в России Макфол, например, считает, что она вредит американскому бизнесу. А российские оппозиционеры (Немцов, Навальный, Рыжков) в обращении к США требуют отменить поправку за то, что она «полезна путинской машине антиамериканской пропаганды… помогает ему выставить Соединенные Штаты врагами России».
New York Times отмечает этот важный тактический поворот: до сих пор советская, российская оппозиция призывала сохранять поправку как средство давления на российское правительство. Washington Post в статье Кэти Лалли поражена «необычностью случая: оппозиция против поправки»!
Американские правозащитники, не вникая в тонкости новой тактики, торгуются по-старому. Дэвид Крамер, президент Freedom House: «Если отменить поправку, ничем ее не заменив, российское руководство воспримет это как признак слабости США, знак, что нам эти отношения нужнее, чем им. Это будет вознаграждение за дурное поведение». А Джон Маккейн предложил Сенату США «отмену поправки обменять на принятие списка Магнитского».
Заметьте, это все аргументы в духе «революционной целесообразности», подсчета вреда/пользы. И на подобном прагматическом фоне почти идеализмом, наивом выглядит миссия сенатского комитета США, вспомнившего: поправка все же принималась в защиту прав еврейской общины, и значит, главное – надо выяснить, есть ли сегодня необходимость Штатам защищать права российских евреев на эмиграцию?
Именно на корневом, смысловом уровне поправка Джексона–Вэника сегодня – настоящий памятник абсурду. Ведь наличие уже и безвизового режима поездок Россия–Израиль делает сей документ аналогом… поправки Паркинсона–Мерфи.
А график отмены поправки Джексона–Вэника в странах – наследниках СССР достоин быть выбитым в камне, на постаменте сего гипотетического памятника: 2000 год – Киргизия, Грузия, 2004-й – Армения, 2005-й – Украина. С пояснением, когда и на что именно разменивалось исходное «право еврейской эмиграции». Транспортные коридоры в обход России, военные базы, батальоны, отправляемые в точки, куда скажут (за взвод или роту, наверное, все ж не отменили бы), отмена результатов выборов и проведение более оранжевых…
Потому главный раввин России Шаевич и сказал делегации Сената США: «Я твердо убежден: поправку Джексона–Вэника следует отменить. Условия уже давно изменились, Россия демократическая страна, право эмиграции ничем не ограничено. Государство не вмешивается в дела религиозных общин, наоборот, оказывает всяческое содействие и помощь в решении любых проблем».