Руководители «Единой России» Сергей Неверов и Андрей Воробьев готовы внедрить в партию идеологическое многообразие.
Фото с официального сайта партии «Единая Россия»
Секретарь президиума генсовета «Единой России», зампредседателя Госдумы Сергей Неверов в субботу заявил, что партия не боится раскола в связи с появлением в ней разных идеологических платформ. А в пятницу этот вопрос обсуждался на заседании трех клубов ЕР. Одновременно в «Единой России», похоже, происходит усиление ее праволиберального крыла. Эксперты предполагают, что партию готовят к лидерству в ней будущего премьера Дмитрия Медведева. И увязывают это возможное решение следующего съезда единороссов с недавним согласием Владимира Путина возглавить Общероссийский народный фронт (ОНФ).
Сергей Неверов настаивает: «Люди совершенно разных идеологических направлений готовы находить компромисс в принятии того или другого решения». Под знаком идеологической толерантности прошло и случившееся в пятницу совместное заседание клубов ЕР. Где традиционные патриотические спичи консерваторов звучали довольно бледно на фоне уверенного заявления первого замсекретаря президиума генсовета ЕР Сергея Железняка о том, что «либерализация политической жизни будет усиливаться», а у «большого количества сторонников ЕР должна быть возможность реализовать свои идеи».
Глава комитета Госдумы по конституционному законодательству Владимир Плигин на том же заседании с удовлетворением сообщил, что «на базе Либерально-консервативного клуба «Единой России» удалось удержать идеологию партии в правоконсервативном направлении»: «...Нам очень важно выстроить правильные отношения с элитами, теми слоями, которые создают драйв... Мы находили и в дальнейшем найдем понимание со всеми конструктивными слоями населения, с представителями бизнеса...»
В ЕР действительно появились новые акценты, как и писала «НГ» (см. номер от 04.04.12). Ранее партия опиралась почти исключительно на лозунги консерватизма. А либеральный клуб «4 ноября» годами влачил свое существование в рамках общепартийного объединения. Такая трансформация возможна только при нескольких сценариях дальнейшего развития партийной системы в стране.
Сценарий № 1, оптимистический
На ближайшем съезде партия получает нового лидера – будущего премьера и пока президента Дмитрия Медведева. Первый шаг в этом направлении был сделан 24 сентября прошлого года, когда Медведев возглавил избирательный список партии власти. Тогда же Владимир Путин впервые отчетливо отстранился от своего лидерства в этой структуре – по факту. Партия зависла, и по умолчанию считалось, что лидером ЕР остается Путин. На прошлой неделе, после его обещания возглавить ОНФ – более широкую структуру, чем ЕР, – стало понятно, что сегодня следует устранить последнюю неясность в отношениях партии власти и ее многолетнего неформального патрона. В соответствии с этим сценарием может возникнуть вторая партия власти – «Народная», или «Народный фронт», и стать успешным конкурентом нынешней ЕР. В этом случае путинской структуре не следует опасаться конкуренции единороссов. Президентской партии открыты все пути и дороги во власти, включая незаметные, но важные тропы. Формально же все это будет выглядеть как «борьба хорошего с лучшим» – как в старые добрые советские годы.
Глава фракции ЕР в Госдуме Андрей Воробьев в беседе с «НГ» не подтвердил, но и не опроверг информации о том, что вопрос лидерства в партии будет обсуждаться на ближайшем съезде: «Нужно дождаться съезда. Вопрос будет решаться коллегиально, если он будет в повестке дня».
Приход в ЕР Медведева объективно работал бы на будущее страны, давая возможность модернизационному крылу ЕР предлагать решения проблем, в том числе законодательные. И надеяться, что они будут продвинуты лидером-премьером.
Дмитрию Медведеву не впервой общаться с партактивом ЕР, где у него много единомышленников. Фото с официального сайта партии «Единая Россия» |
Сценарий № 2, нерадостный
«Единая Россия», – заявил в субботу Неверов, – одна из структур, которая входит в Общероссийский народный фронт. И поэтому сегодня она выступает в Общероссийском народном фронте, можно сказать, инструментом проведения представителей ОНФ во власть, в политику». Многозначительное заявление. ЕР выступает в роли маточной структуры и одновременно признается, что сама партия – лишь часть Народного фронта. Добавим еще одно признание высшего партийного чиновника и депутата: «Площадка Общероссийского народного фронта, которая подразумевает надпартийность, позволяет другим партиям приходить в Общероссийский народный фронт».
В этом случае спрашивается: нужна ли вообще Путину своя партия? Глава фонда «Эффективная политика» Глеб Павловский не уверен в этом. Признавая высокую степень вероятности прихода в «Единую Россию» Дмитрия Медведева, эксперт не считает это событие шагом к многопартийности: «Я сейчас и одной партии в стране не вижу...» Народный фронт Путина – не партия, отмечает Павловский, и вряд ли в нее превратится, потому что «Путин не хочет, чтобы он был партией»: «Фронт – способ полностью дистанцироваться от всей политической системы». Избранный президент, уверен собеседник «НГ», недвусмысленно показывает, что больше не берет на себя ответственность за нынешнюю политическую систему, созданную под его руководством: «Фронт – способ парить над этой системой, выступая мнимо независимым лицом, этаким модератором и председателем». Зачем президенту партия, нуждающаяся в тяжелой и долгой перестройке, задается риторическим вопросом эксперт, который видит в такой ситуации немалую опасность для страны: «Путин не хочет нести ответственность ни за что из того, что возникло под его управлением. Он не хочет играть по правилам, которые сам придумал и навязал обществу. Это фактор опасности в системе. Потому что система буквально стонет от неправового режима, в котором не только законы, но даже правила действуют лишь тогда, когда удобно кому-то».
Президент, подчеркивает Павловский, фактически вынесенный за пределы системы, превращается в фигуру, которая санкционирует отсутствие правил: «Здесь ни двухпартийной, ни многопартийной, ни однопартийной системы не просматривается. Здесь просматривается зияющая брешь, пока не заполненная, в системе управления между все менее конституционной фигурой президента и все менее конституционной системой». По мнению вице-президента Центра политических технологий Бориса Макаренко, шансы на то, что Медведев возглавит ЕР, 50х50: «Более точного расчета вероятности этого события быть не может. Позиция самой партии по этому вопросу не имеет никакого значения, потому что она этого решения не принимает. Имеет значение мнение двух человек. То есть насколько сильно Путин хочет уйти с этого поста и насколько сильно Медведев не хочет занимать этот пост».