Новый регламент не даст депутатам разгуляться при обсуждении премьерских докладов и правительственных инициатив.
Фото Reuters
11 апреля Владимир Путин выступит в Госдуме с последним отчетом о деятельности своего правительства. Предполагается, что он будет представлять собой не столько рассказ о сделанном, сколько наказ следующему кабинету премьера Дмитрия Медведева. Однако с 10 апреля в Государственной Думе будет действовать новый регламент. Многие его пункты нацелены на то, чтобы сделать нижнюю палату если и местом для дискуссий, то лищь для таких, которые одобрены сверху. Да к тому же и не слишком продолжительны.
Сейчас в регламенте Госдумы написано, что «по итогам рассмотрения ежегодного отчета правительства РФ о результатах его деятельности ГД принимает постановление». Этот пункт будет существенно подкорректирован.
Однако завтра думское большинство намерено проголосовать за иную норму – Госдума принимать такое постановление будет «вправе». Таким образом, намеченный на 11 апреля последний отчет кабинета Владимира Путина пройдет по новой процедуре. Понятно, что гладкого обсуждения речи премьера, который только что соперничал на президентских выборах с лидерами трех парламентских партий, и быть не могло. А потому в срочном порядке и появились регламентные уточнения. Внесены они были поздно вечером 5 апреля без предварительного согласования с оппозицией.
Секретарь ЦК КПРФ депутат ГД Вадим Соловьев, похоже, такого рода новостям нисколько не удивился: «Выборы кончились, и вместе с ними, похоже, заканчивается и демократия». По его мнению, началось ожидаемое сворачивание обещаний, выданных в ходе обеих избирательных кампаний. Реакция, прогнозирует он, может продлиться примерно год, пока люди не поймут, что их обманули практически по всем пунктам. Первый зампред фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов с сожалением констатировал: «Эта норма значительно ослабляет и так слабую ответственность правительства перед Госдумой». А между тем, настаивает он, народный запрос сейчас сосредоточен на том, чтобы в России появился кабинет, ответственный перед парламентом. Потому что только в этом случае, уверен Емельянов, социально-экономическая политика может быть более адекватной.
Впрочем, некоторым облегчением жизни правительству предлагаемые поправки в регламент ГД не ограничиваются. В них прослеживаются две связанные тенденции: ужесточение думских процедур, направленных на ущемление прав оппозиции, и расширение полномочий спикера ГД Сергея Нарышкина, которого теперь можно называть председателем президиума Госдумы. Например, теперь он сможет выступать в любое время не только по обсуждаемым оперативно вопросам, но и по всем проблемам, которые Конституцией и законодательством отнесены к компетенции парламента. Весьма показательна и такая поправка к регламенту: «Председатель ГД вправе решать вопросы экспертного, научного, консультативного и иного обеспечения законодательной деятельности ГД». Интересно, впрочем, что оппозиция против такого возражала бы не сильно, если бы не еще одно предложение по поводу Нарышкина. Для него ломается одна из незыблемых охотнорядских традиций – точное определение регламентом дней недели и конкретного времени сбора Совета Госдумы, то есть ее коллективного руководящего органа. Теперь в регламенте фиксируется, что время проведения его заседаний будет определять спикер.
Нарышкин сможет выступать в любое время и по любому вопросу в течение десяти минут, а время для депутатов предлагается сократить – с десяти до семи минут. Зато представители правительства в заключительных речах теперь не ограничены пятью минутами. В противоположность им депутаты ограничиваются. В регламенте планируется записать, что по любому закону можно задавать вопросы и выслушивать ответы на протяжении не более 35 минут. Именно поэтому из перечня процедурных голосований, то есть требующих большинства от присутствующих в зале, а не общего списочного количества депутатов, вычеркивается голосование по определению времени вопросов и ответов. Кстати, стилистически регламент тоже исправляется – из него повсеместно удаляется термин «прения».
Есть для оппозиции и еще пара мелких гадостей. Например, теперь отдельный депутат или группа депутатов не смогут предлагать палате принимать парламентские запросы. А зависшие на Охотном Ряду оппозиционные законопроекты после 10 апреля станут в большинстве своем недействительными. Потому что вводится срок «свежести» заключений Правового управления ГД, без которых рассмотрение проектов запрещено. Эти заключения ко дню внесения того или иного закона на заседание ГД не должны быть старше полугода. Если срок превышен – необходимо получать новые заключения, а по их поводу в регламенте временных рамок нет.
«Отказ от учета мнения меньшинства ни к чему хорошему не приведет, это ведет лишь к революционизации оппозиции», – заявил «НГ» коммунист Соловьев. По его словам, такое отношение оттолкнет даже эсэров, с которыми власть сейчас вроде бы хочет договориться. Эсэр Емельянов, только что вернувшийся из командировки и впервые услышавший о таких поправках в регламент, тем не менее сразу же сказал: «Тенденция очевидна, и реакция на нее нашей фракции будет вполне понятной».
Демократия в регламенте ГД победила только в одном месте. Сейчас непарламентским партиям позволено приходить в нее раз в год. Но теперь «Единая Россия» соглашается, что это может происходить «не менее одного раза в год».