Вячеслав Лебедев разграничит виды мошенничества.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
На вчерашнем пленуме Верховного суда (ВС) одобрены поправки в уголовное законодательство, направленные на выделение некоторых видов мошенничества в отдельные статьи. Речь идет о таких преступлениях, как манипуляция с кредитами, социальными и страховыми выплатами, злоупотребление средствами инвесторов и подделка банковских карт. Наказуемым станет и так называемый фишинг – добыча персональных компьютерных данных: паролей, pin-кодов и т.д.
Вчера пленум Верховного суда РФ обсудил и одобрил проект закона о внесении изменений в Уголовный кодекс и другие законодательные акты. В ближайшее время документ направят в Госдуму. Этот законопроект – своего рода продолжение либерализации УК, которую последние годы проводил президент Дмитрий Медведев.
ВС РФ решил обратить особое внимание на статью 159 УК (мошенничество).
Напомним, что в предыдущие раунды гуманизации уголовного закона наказание в виде лишения свободы в этой статье было снижено, а штрафы и принудительные работы введены в качестве альтернативы. Однако судьи посчитали, что останавливаться на этом нельзя. И что надо вводить в виде отдельных составов преступления некоторые наиболее распространенные способы мошенничества. Судья Верховного суда Николай Тимошин, докладывавший эту проблемы на вчерашнем пленуме, подчеркнул, что нынешняя статья 159 УК РФ почти без изменений перешла из Уголовного кодекса РСФСР. А стало быть, «зачастую не учитывает тех или иных современных правоотношений или используется очень широко, а с другой стороны, иногда не позволяет обеспечивать защиту прав граждан».
По словам Тимошина, «мошенничество отличается от других видов преступлений разнообразием форм и способов». В России каждый год по этой статье осуждается в среднем 25 тыс. человек. И скорее всего не все из них получают справедливые приговоры. Именно потому, что нынешняя формулировка – «мошенничество – это хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием» – действительно выглядит несколько устаревшей. Под нее, с одной стороны, легко можно подверстать обычные предпринимательские взаимоотношения, в которых объективно есть доля риска неисполнения обязательств. А с другой – привлекать за мошенничество граждан, попавшихся на различных рыночных уловках просто в силу собственной невысокой юридической грамотности. ВС РФ решил, что в УК необходимо ввести современные виды мошенничества.
Например, в сфере кредитования, когда заемщик совершает денежное хищение через предоставление банку заведомо недостоверных сведений. Кстати, судья Тимошин сообщил, что в 2011 году за махинации с кредитами получили сроки примерно 10% всех осужденных за мошенничество. То есть это один из самых сейчас распространенных видов. Однако, как оказалось, еще более распространен другой его вид, показывающий суть отношений государства и гражданина. Последний в большинстве своем – бедняк, который надеется на то, что именно государство позволит ему жить более достойно. Так что недаром почти 13% всех мошеннических преступлений в 2011 году – это манипуляции с социальными выплатами. Наказывать здесь предлагается за ту же самую ложную информацию, а также за сокрытие подлинных данных о финансовом благополучии претендента на пособия, субсидии, компенсации и прочие выплаты из бюджета.
Более продвинутым видом мошенничества, конечно, является использование фальшивых банковских карт и обман кредитных организаций. Еще более современно мошенничество со страховками, а точнее, с незаконным получением страховых возмещений. Для предпринимателей в уголовных новациях ВС РФ важным станет введение специальной статьи УК о мошенничестве при осуществлении инвестиционной деятельности. На пленуме Верховного суда, кстати, прозвучали слова о финансовых пирамидах. Ну а в статье речь идет о обмане или злоупотреблении доверием инвесторов. В совершенно особый вид мошенничества судьи предложили выделить компьютерные преступления. Прежде всего, надо понимать, это пресловутый фишинг. Это когда «интернет-рыбаки» взламывают компьютеры для того, чтобы похитить пароли, коды доступа и прочие персональные данные о финансовых счетах гражданина.
Тимошин в кулуарах Верховного суда дал понять, что законопроект стал следствием пристального изучения судебной практики. В результате чего стало понятно, что не всегда суды используют статью 159 правомерно. Так что теперь к ней на помощь спешат еще шесть «мошеннических» статей УК. Стоит заметить, что наказания по всем этим статьям предполагается сделать одинаковыми. Если без отягчающих обстоятельств – либо штраф до 120 тыс. руб., либо исправительные или принудительные работы от одного до двух лет, либо все-таки два года тюрьмы. Ну а в последней части каждой из статей, когда собираются вместе все отягчающие обстоятельства, срок уже большой – до 10 лет плюс штраф в 1 млн. руб. Интересно, что при этом мошенничества на жилищном рынке ВС РФ в отдельное преступление выделять не стал. Но в базовой статье 159 записал, что утрата гражданином жилого помещения является отягчающим вину обстоятельством вместе с особо крупным размером ущерба. То есть пойманным черным риелторам теперь могут грозить десятилетние сроки заключения.