Единороссам прописали несколько идеологических рецептов.
Фото с официального сайта партии «Единая Россия»
В «Единой России» продолжается дискуссия вокруг подходов к внутренней организации партии. Решений о том, должна она быть однородной или в ее структуре могут быть относительно самостоятельные фракции, пока нет. Но существование идеологических платформ одобрено. В течения постепенно могут преобразоваться политклубы ЕР. У этого плана есть сторонники и противники. По данным «НГ», арбитром спора выступит Владимир Путин.
Идеологические платформы в ЕР будут действовать, поскольку такой план руководством партии одобрен. Это заявление сделал замсекретаря президиума генсовета ЕР Юрий Шувалов. Впрочем, никаких официальных решений на этот счет не было. Прежде всего потому, что их и не нужно – все уже отрегулировано уставом и программой ЕР.
Шувалов предсказывает, что самыми крупными будут две платформы – социально-консервативная и либерально-консервативная. Он, кстати, напомнил, что именно с дискуссии между единороссами этих двух различных идеологических течений и началась внутрипартийная дискуссия. Шувалов, как известно, является координатором социально-консервативного клуба. Он заявил Интерфаксу, что «этот главный тренд сохранился в партии, и он не столько разъединяет, сколько объединяет, потому что идет взаимное дополнение».
По мнению Шувалова, существование различных платформ ведет к росту числа активных партийцев различных мастей, а следовательно, к укреплению и расширению электоральной базы партии. «На современном этапе развития политической системы это очень актуально», – сказал он. То есть можно предположить, что единороссы наконец приложили к себе политреформу Дмитрия Медведева и увидели, что конкуренты у них все-таки могут появиться. Пусть и не с организационной точки зрения, но с идеологической – точно.
Координатор либерально-консервативного клуба Владимир Плигин также в субботу заявил, что он обратится к руководству партии с предложением усиливать именно ту платформу, которую он представляет. «Партии не следует поддаваться общему тренду, который в настоящее время складывается в обществе, причем не только в России, и характеризуется доминированием левых взглядов. Мы наблюдаем некое усиление левой идеологии, в том числе во взглядах целого ряда наших коллег по партии». Тем не менее никакого раскола после появления платформ Плигин не ждет, напоминая, что к развалу склонны как раз те политструктуры, где внутренняя дискуссия зажимается, а не приветствуется. Активизация единороссовских либералов, не стал он скрывать, началась в преддверии очередного съезда ЕР, предварительно намеченного на май–июнь.
Впрочем, есть в партии власти и те, которые с «платформистами» не согласны. Напомним, что в 2005 году аналогичный процесс в ЕР уже начинался. Тогда, как известно, первыми высказались либералы, очень обеспокоенные левым уклоном ЕР. Они предложили взять на вооружение правые ценности. В ответ им был нанесен очень жесткий удар. Нынешний первый замсекретаря президиума генсовета ЕР Андрей Исаев, тогда этой высокой должности не занимавший, выступил с ответным – и крайне антилиберальным – манифестом. А дальше пошли разговоры о партийных крыльях, но жесткость дискуссии руководство ЕР сильно испугало. Тогдашний лидер партии Борис Грызлов приказал крылья даже не сложить, а вообще оторвать. «Нам, медведям, крылья не нужны – мы устойчиво стоим на своих ногах», – сказал он. Но процесс уже было не остановить, а потому было решено его возглавить. Так в ЕР, причем немного сбоку, появились политические клубы. Сначала всего два – социально-консервативный и либерально-консервативный. Затем добавился государственно-патриотический, а последним возник и чисто либеральный.
Заметим, что еще в январе – на пике переживаний по поводу результатов думских выборов – тот же Исаев предрек, что клубы скоро могут превратиться в платформы или даже внутрипартийные фракции с индивидуальным членством. Сторонников у данной идеи оказалось много, причем из всех существующих сейчас клубов. Но вот руководитель Центра изучения элиты Института социологии РАН Ольга Крыштановская предупреждает: «Платформы – это зародыш разделения партии». По ее мнению, этот путь неверный. Идти надо другим – «нужно создавать новое ядро российского консерватизма». Крыштановская против «застенчивости» в нашей политике, когда есть вроде бы националисты, вроде бы либералы, вроде бы консерваторы, но все с какими-то оговорками и эпитетами. Она считает, что проблема в головах наших политиков. При этом эксперт напоминает, что так называемые неоконы в различных западных странах друг на друга совсем не похожи – например, французских трудно сравнивать с американскими. Так что, уверена она, и российский консерватизм может быть отличным от остальных.
Поэтому Крыштановская настаивает: надо, чтобы ЕР наконец определилась с понятием консерватизма. Потому что партия – «это идеологический инструмент». Ну а те, кто с новым понятием консерватизма будет несогласен, смогут создать свои партии, сейчас с этим проблем не будет.
Крыштановская уверена, что, хотя никаких решений действительно еще нет и дискуссия идет вовсю, появиться они могут весьма быстро. Она предсказывает, что это произойдет сразу после 7 мая, после того как Путин вступит в должность президента. Напомним, что именно на этот срок назначен съезд ЕР. Которую глава государства скорее всего вряд ли захочет разрушать. А это значит, что если крылья в партии власти и появятся, то наподобие пингвиньих. То есть плавать будет удобно, а вот разлететься во все стороны невозможно.