Спецпредставитель президента Анатолий Сафонов проинформировал Думу об успехах борьбы с коррупцией за рубежом.
Фото PhotoXPress.ru
В ожидании 15 апреля, когда от имени президента в Госдуму должен будет поступить очередной пакет антикоррупционных законопроектов, на Охотном Ряду заговорили о необходимости полной ратификации Конвенции ООН против коррупции. Как стало известно «НГ», МИД РФ прислал в Думу подборку материалов о том, что во многих развитых странах мира «незаконное обогащение» чиновников действительно карается по закону. По данным думских источников «НГ», ратификация статьи 20 Конвенции ООН все-таки может быть инициирована Владимиром Путиным после того, как он станет действующим президентом.
Предложенные коммунистами законопроекты о полной ратификации Конвенции ООН против коррупции лежат без движения в Госдуме 15 месяцев. Правительство страны высказалось против них в основном по той причине, что у российских чиновников тоже есть право на презумпцию невиновности. То есть нельзя только по подозрению в незаконном обогащении заставлять их доказывать свою чистоту перед законом. Именно этот вариант предполагает ст. 20 конвенции, рекомендующая странам, которые в ней участвуют, создать в собственном законодательстве соответствующие механизмы ответственности. Но вот теперь, когда к 15 апреля в Госдуме ожидается очередной антикоррупционный пакет, инициированный президентом Дмитрием Медведевым, вокруг ст. 20 и некоторых других, остающихся без одобрения нашей страной, начались некие подвижки.
На имя депутата из КПРФ Александра Куликова, который был одним из авторов законопроекта о полной ратификации конвенции, пришла солидная бумага из МИДа. На запрос думца, в каких же странах преследуются незаконно обогатившиеся чиновники, ответил не простой клерк, а спецпредставитель президента РФ по вопросам международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и транснациональной организованной преступностью Анатолий Сафонов. В документе, имеющемся в распоряжении «НГ», подробно расписана правовая практика 12 государств: США, Швейцарии, Франции, Италии, Австрии, Бельгии и Голландии, а также ряда Скандинавских стран. И везде борьба с сомнительным богатством должностных лиц идет без каких-либо проблем для презумпции невиновности.
Единственная страна, которая на нее указала в качестве причины для отказа от ратификации все той же ст. 20, – это Америка. Однако в ней чиновникам от этого не легче. Ведь национальное законодательство США даже жестче ооновских рекомендаций. Например, за одну только ложную информацию в декларации об источниках доходов сразу же положено пять лет тюрьмы. Не говоря уже о коррупционных преступлениях, в ходе расследования которых как раз и требуется объяснять, откуда у подозреваемого взялись деньги и имущество.
Еще один автор законопроектов о полной ратификации Конвенции ООН против коррупции секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов сообщил «НГ», что пока ничего нового о повороте в их судьбе он не знает. В то же время он не стал спорить и с тем, что подвижки, видимо, все же начались. Например, Медведев все-таки согласился с тем, что в России должен быть специальный орган, занимающийся противодействием коррупции. Как известно, это будет некое бюро при Генпрокуратуре.
Между тем источник «НГ» в Госдуме заверил, что избранный президент Владимир Путин, как только станет полноправным главой государства, судя по всему, все-таки выступит с инициативой полновесного присоединения страны к международной антикоррупционной кампании. Член комитета ГД по безопасности от «Справедливой России» Дмитрий Горовцов сообщил «НГ», что создание спецоргана по борьбе с коррупцией предусматривалось в одной из статей Конвенции ООН, также не ратифицированной Россией. По его мнению, создавать бюро в Генпрокуратуре, не вооружив ее соответствующей статьей в Уголовном кодексе, было бы глупо. Так что он тоже не исключает, что власть все-таки перестанет ссылаться на презумпцию невиновности для чиновников. Которая, заметил он, аж двумя решениями Конституционного суда признана для них ограниченной. Кстати, на днях представитель правительства в высших судах РФ Михаил Барщевский в одном из телеинтервью изложил эти решения КС примерно так: дескать, гражданин, идя на госслужбу, автоматически подписывается под тем, что некоторые его права будут ограничены.
Интересно, что на прошлой неделе представитель президента в Госдуме Гарри Минх получил от фракции «Справедливая Россия» официальную просьбу сообщить, действительно ли более 3 тыс. чиновников привлечены в первой половине 2011 года к ответственности за коррупционные проявления. Об этом Медведев сказал 23 декабря в своем Послании Федеральному собранию, уверяя, что таковы были результаты работы созданных во всех госструктурах комиссий по проверке чиновничьих деклараций. Депутат Горовцов, который и огласил 21 марта эту просьбу, сообщил вчера «НГ», что пока никаких сведений от Кремля думцы не получали. И вообще он выразил большое сомнение в том, что реально наказанные чиновники существуют на самом деле.