Борис Немцов считает возможное помилование логичным шагом президента.
Фото РИА Новости
Сопредседатель Партии народной свободы (ПАРНАС) Борис Немцов уверяет, что президент Дмитрий Медведев готов помиловать нескольких фигурантов списка политзаключенных, представленного главе государства несистемной оппозицией. В беседе с «НГ» политик не отрицал, что речь идет о Михаиле Ходорковском и Платоне Лебедеве. Эксперты рассматривают доводы за и против этой версии. Среди последних – боязнь власти возможной дестабилизации элит в случае помилования бывших владельцев ЮКОСа.
Список «политзаключенных», в котором фигурируют бывший глава ЮКОСа Михаил Ходорковский и экс-руководитель МФО «МЕНАТЕП» Платон Лебедев, оппозиционеры передали главе государства после митинга на Болотной площади 4 февраля. В прошедшую субботу во время очередной протестной акции, облеченной в форму пресс-конференции, Борис Немцов заявил: «У меня есть надежда, это довольно высокая вероятность, что ряд известных людей, которые томятся в тюрьмах, 7 мая будут на свободе. Я не хочу сглазить и не хочу больше ничего добавлять». «Скорее всего помилования будут уже в апреле», – добавил политик.
Немцов сообщил «НГ», что информация его добыта из надежных источников: «Сведения конкретны – я же не политолог... Вы думаете, я услышал это на Даниловском рынке, что ли?» Более подробно он говорить отказался: «Зачем мешать процессу?»
Адвокат Вадим Клювгант в беседе с «НГ» оставил без комментария высказывание Немцова, только подчеркнул, что пока в положении заключенных ничего не изменилось. Сегодня защитники ждут вердикта Верховного суда по своей жалобе на приговор по второму делу ЮКОСа. Как уже писала «НГ», в конце марта – начале апреля Верховный суд должен вынести свое решение – жалоба была подана 24 февраля, и на ее рассмотрение закон отводит месяц.
Напомним, что в конце прошлого года президентский Совет по содействию развитию гражданскому обществу и правам человека представил главе государства заключение экспертов по второму делу ЮКОСа. Глава совета Михаил Федотов и судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова не раз утверждали, что Основной закон не оговаривает права президента миловать осужденного получением от него ходатайства с признанием вины. Эта же позиция четко обозначена и в экспертном заключении совета.
Таким образом, у Дмитрия Медведева к апрелю может возникнуть сразу два повода совершить акт милосердия: решение Верховного суда – все равно, с каким знаком, и собственный вердикт по поводу представленного ему три месяца назад экспертного заключения Совета по правам человека.
Борис Немцов считает помилование Ходорковского логически обоснованным: «Медведеву осталось до конца исполнения полномочий всего ничего. Он хочет войти в историю как человек, проявивший милосердие, заложивший новую традицию – миловать, когда уходишь с поста».
Михаил Ходорковский помилования не просит. Фото Reuters |
Глава Института современного развития (ИнСоР) Игорь Юргенс приводит доводы как за, так и против версии близкого освобождения фигурантов дела ЮКОСа. Главный довод эксперта в первом списке причин – «искреннее желание президента Медведева разобраться в деле». Но вопрос заключается в том, как выпустить Ходорковского – и при этом избежать дестабилизации элит. Решить проблему мешает несколько сильных «эго», указывает собеседник «НГ»: «Позиция Ходорковского – «нет, никогда не признаю вины. И соответственно никогда не попрошу о помиловании». Если бы не твердость экс-владельца ЮКОСа, он давно был бы уже на свободе. Другая сторона настаивает на прошении».
Однако на ситуацию в целом оказывает воздействие и третья сила, говорит Игорь Юргенс: «Этим людям давно плевать на личность Ходорковского. Активы за восемь лет давно распилены... Но они задаются вопросами: «Кто тогда давал нам команды? Мы потеряли во мнении мировой общественности, в отношении местных либералов...» Эта часть элиты, как бы «правопреемники» ЮКОСа, считают себя помещенными в зону риска и вопрошают у власти: как вы нам эти риски возместите?
Этот сложный процесс продолжает «вариться», утверждает Юргенс, и он не мог завершиться до избрания Путина президентом: «Потому что для этой третьей силы гарантия Медведева слабовата. Вот гарантия Путина, конечно, многого стоит». Тем не менее, чтобы приступить к консолидации общества, необходимой для движения вперед, возможно, Ходорковского действительно освободят, считает собеседник «НГ».
Однако есть и серьезные доводы против этой версии, указывает Юргенс: «На пути у освобождения Ходорковского стоит вся правоохранительная вертикаль – полицейско-следовательско-прокурорская. Помилование эти люди будут расценивать как пощечину. Даже если будет достигнуто соглашение с Ходорковским о том, что он не станет преследовать тех, кто его посадил, зарубежные акционеры ЮКОСа могут потребовать с России немалых денег в компенсацию ущерба». Обманутые собственники, считает Юргенс, могут воспользоваться своим правом инициировать целый ряд процессов, крайне неприятных для нашей страны.