Полиция отсекла оппозицию от госканала.
Фото РИА Новости
Вчера вечером канал НТВ «по многочисленным просьбам телезрителей» повторил показ скандального фильма «Анатомия протеста», «уличающего» в мошенничестве, продажности и политической неблагонадежности российскую несистемную оппозицию. Эксперты считают демонстрацию фильма своеобразным ответом власти на повышенную протестную активность общества в период предвыборной президентской кампании.
За несколько часов до повторного показа гражданские активисты пикетировали «Останкино», требуя отмены демонстрации фильма. А политик Борис Надеждин накануне подал в суд на телеканал, разместив у себя на сайте образец искового заявления – чтобы те, кто недоволен демонстрацией фильма, последовали его примеру. Основание для иска: «Сведения, распространенные ответчиком путем выпуска в эфир указанного фильма, не соответствуют действительности, наносят ущерб моей чести и достоинству».
Описывать этот фильм нелегко. Что это – расследование? Но не названо ни одно имя «представителя оппозиции», который получал бы деньги за участие в протестной акции или платил бы за это. Зато запомнился загробный голос ведущего, который не комментирует, а вещает: «Тем временем активисты подсчитывали участников акций и обычных прохожих... Люди из массовки обменивали свои талончики на деньги...» Авторы фильма без устали разоблачали оппозицию, поднимаясь до высот обвинений-доносов в духе 30-х годов прошлого века: «Что делают на митинге люди из посольства США?» Описывать этот фильм нелегко, потому что такое описание требует серьезного подхода к произведению. Но это то же самое, что всерьез рассуждать на тему НЛО и снежного человека. «Как типичный «представитель оппозиции», утверждаю, что ни я лично, ни кто-либо из известных мне участников массовых акций оппозиции никакую массовку не нанимал», – пишет в своем иске Надеждин.
На нестыковки в фильме «Анатомия протеста» обратил внимание «НГ» и гражданский активист Игорь Мандаринов. В беседе с «НГ» он подчеркнул, что кадры, использованные телеканалом в качестве иллюстрации к сюжету о «проплаченных» участниках митинга, соответствуют действительности. За тем лишь исключением, что они были сняты 23 февраля, после пропутинского мероприятия в «Лужниках». И не кем иным, как его другом по имени Андрей. Собеседник «НГ» указал на просматривающиеся в верхней части кадра в момент трансляции каналом данного фрагмента слова kiber.ru: «Именно на этот интернет-портал сразу после 23 февраля были выложены видеокадры с выдачей денег путинской массовке».
По мнению председателя правления Института современного развития Игоря Юргенса, «Анатомия протеста» – осмысленный ответ власти на декабрьские митинги в Москве и других городах: «Несмотря на массовые протесты, на множественные интернет-доказательства лжи и подлогов во время избирательных кампаний, кто-то дает указания прекратить заигрывать с гражданским обществом и показывать народу лицо этих отщепенцев, оранжистов. Позиция власти: нечего больше сопли жевать...» С точки зрения нашей новой кремленологии, замечает эксперт, показ фильма – шаг в сторону ужесточения политической линии властей.
В то же время собеседник «НГ» называет «Анатомию протеста» «периферийной» и единовременной акцией, которая не вызовет заметного болевого синдрома в обществе: «Люди уже привыкли к таким шагам власти. Но в целом ее поведение ведет к депрессии большинства и увеличению агрессии меньшинства. И это меньшинство может начать действовать непредсказуемо». Поэтому, замечает Юргенс, на месте власти он «дважды подумал бы, прежде чем продолжать раскалывать общество».
![]() На вчерашней акции были задержаны около 30 человек. Фото РИА Новости |
Насколько самостоятелен был телеканал в проведении акции с показом «антиоранжевого» фильма? Член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров убежден: «Ни о какой самодеятельности здесь не может быть и речи. Видимо, это идет с самого верха». Для Владимира Путина, полагает собеседник «НГ», это был своеобразный «сброс эмоций после трудной кампании»: «Он находился в большом напряжении в течение двух месяцев и считал свою активность вынужденной – как ответ на протестную деятельность оппозиции».
С другой стороны, отмечает Петров, фильм показывает новую тактику Кремля: «На улице власть хочет оставить только радикалов, отсекая от них всех, кто не готов пойти на резкую конфронтацию с властью, с полицией». Кстати, эксперт и регистрацию Республиканской партии рассматривает в том же ключе: «Рыжкова отделяют от Удальцова и тех людей, которые будут постоянно выходить на улицу, как это происходило с несогласными по 31-м числам. Несколько десятков человек будут восприниматься как экзотика. А «хомяков» будут загонять в норки».
Однако убрать демонстрации с улиц, подчеркивает Петров, не значит решить проблему, которая заключается в политическом кризисе, созданном прошлой осенью: «По всей видимости, сейчас, после выборов, Кремль не собирается идти дальше в направлении политических реформ, рассматривая их как вынужденную уступку. В уверенности, что сегодня никто не вынуждает власть выполнять обещанное».
В один ряд с «другими детищами НТВ» – по жанру – ставит «Анатомию протеста» глава Института проблем глобализации Михаил Делягин: он напоминает об аналогичных картинах про Александра Лукашенко и Юрия Лужкова. Эксперт обращает внимание на низкий культурный уровень авторов фильма: «Эти люди востребованы. Потому что чем менее человек культурен, чем больше он хам, тем реже он думает о последствиях своих дел и тем более он востребован правящей тусовкой. Относиться всерьез к этому фильму я бы не стал. Вам покажут человека, который что-то говорит, но вы не будете знать – реальная это картинка или она смонтирована».
Руководитель Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев уверен, что акция НТВ по большому счету невыгодна никому: «Она только усиливает противостояние и нервозность в обществе». Это недальновидный шаг авторов идеи показа, уверен собеседник «НГ», потому что в любом случае процесс либерализации партийного законодательства продолжится, а нынешние ошибки власти будут использованы против нее радикальной оппозицией.
Во время вчерашней несанкционированной протестной акции у телецентра «Останкино» были задержаны около 30 оппозиционеров, включая отпущенного накануне из-под ареста Сергея Удальцова и политика Бориса Немцова. Полиция погрузила их в автозаки и увезла в близлежащее отделение. Оставшиеся скандировали: «Позор!»