Думское большинство решило вчера ускорить доработку законопроектов о политической реформе. Совет Госдумы сократил срок подачи поправок ко второму чтению – с 28 марта на 15-е. Оппозиция протестовала, но безуспешно. Вчера же ее представители приняли участие в заседании рабочей группы при администрации президента. Она должна согласовать окончательный вид этих законопроектов. После их принятия легитимность избранных президента и ГД, а также назначенных губернаторов будет выглядеть как минимум устаревшей.
Вчера думскую оппозицию ждал неприятный сюрприз. «Единая Россия» неожиданно решила ускорить принятие президентских законопроектов о политической реформе. Они были одобрены в первом чтении на внеочередном заседании нижней палаты 28 февраля.
И вот вчера Совет Госдумы постановил, что поправки для ключевого второго чтения подаются только лишь до 15 марта. Таким образом, произошло резкое сокращение сроков работы над проектами. Ведь ранее предполагалось, что депутатам дается время до 28 марта. По информации «НГ», с такой ускорительной инициативой выступил вице-спикер от ЕР Сергей Неверов, одновременно являющийся секретарем президиума генсовета партии власти. У ЕР в Совете ГД большинство, так что предложение Неверова было принято – несмотря на жесткие возражения оппозиционных депутатов. При этом, по информации «НГ», единороссы дошли до того, что объясняли необходимость спешки уступкой уличным протестам. И это при том, что все эти протесты теперь интересуют только полицию. Да и то – с одной точки зрения: сразу же арестовывать зачинщиков или подождать, пока они дадут повод. Власть же, которой уже несколько раз удавалось вывести на улицы сотни тысяч своих сторонников, протестов давно не боится.
Первый вице-спикер от КПРФ Иван Мельников вчера был сильно удивлен аргументами единороссов: «Мы убеждены, что у «улицы» есть запрос на обновление политической жизни в стране, а не на поспешное принятие важных законов». Мельников пояснил, что вчерашнее решение ЕР оставляет оппозиции для работы всего-то пару дней. Глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев однозначно заявил, что все это делается, чтобы отсечь поправки, которые могут превратить медведевские законопроекты в действительно реформаторские. По его словам, мотив единороссов, которые якобы приняли данное решение не сами, а по указанию сверху, вполне понятен: «Выборы прошли, и демократия закончилась». Впрочем, по Думе гуляет и другое объяснение стремительному рывку политреформы. Предполагается, что весь свой пакет должен подписать именно Медведев еще до того, как он уступит кремлевское кресло Владимиру Путину.
Впрочем, резкое сокращение сроков по доведению президентского пакета до совершенства ударит не столько по парламентским партиям, сколько по остальной оппозиции. Как имеющей зарегистрированные структуры, так и внесистемной. Напомним, что всех их позвали участвовать в рабочей группе, специально созданной в Кремле под руководством первого замруководителя администрации президента Вячеслава Володина. Вчера как раз и прошло ее первое по-настоящему деловое заседание.
Как рассказал «НГ» Владимир Рыжков после заседания, вчера обсуждался только закон о партиях. На его взгляд, предложения оппозиции приняты. В частности, будет введен уведомительный порядок регистрации политструктур. А численность партий не будет основанием для отмены их регистрации. Утвержденные партийные уставы Минюст не станет подвергать проверке, как он это делает сейчас. Проблема блоков не обсуждалась, сказал Рыжков: на его взгляд, сопротивляются этому нынешние крупные партии.
Последняя своей реформистской активностью создает весьма любопытную и неоднозначную именно для действующей власти ситуацию. Ведь медведевские законопроекты в общем и целом направлены на большее участие граждан в формировании властных структур. Открываются ворота для массовой регистрации партий. После чего новичкам облегчают доступ к выборам – через почти полную отмену сбора подписей граждан, остающегося лишь для участия кандидатов от непарламентских партий в президентских выборах. Причем собирать надо будет не 2 млн., как сейчас, а всего-то 100 тыс. подписей.
Новые партии смогут выдвигать и своих претендентов в губернаторы, которые теперь должны будут выбираться населением. В общем, получается совершенно иная картина, чем нынешняя. А между тем и президент Путин, и шестая Госдума, и значительная часть региональных начальников, судя по скорости их переназначения, останутся со старой легитимностью. Например, в соперники Путину не попал Григорий Явлинский, который 100 тыс. подписей уж точно собрал. Были бы и другие кандидаты, а значит, скорее всего был бы и второй тур – просто по законам арифметики.
Как будет действовать власть, проведя реформы, ставящие под сомнение ее легитимность? Директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев уверен, что ее это не смутит. По мнению эксперта, раз законы обратной силы не имеют, то властям и беспокоиться нечего: «С юридической точки зрения тут никаких сомнений нет». Если же брать политический аспект, заметил он, «то такие инсинуации, конечно, могут быть». Иноземцев согласился, в частности, с тем, что Кремль, объявивший в будущем выборность губернаторов, а сейчас активно их переназначающий, тем самым старается как бы дезавуировать возможные негативные для себя последствия своих же реформ.