Кандидаты в президенты России и их доверенные лица рассказали в Общественной палате о своих планах по развитию отечественного образования. Инициатива встречи принадлежала члену палаты Тине Канделаки. Предоставленной возможностью воспользовались все, кроме кандидата от КПРФ Геннадия Зюганова.
Первое разочарование от встречи – кандидаты не слишком серьезно относятся к важнейшей сфере, призванной, по их же общему убеждению, решать в будущем основные экономические и социальные проблемы.
Второе – почти все претенденты на основной пост в государстве не имеют системного видения этой самой важной (по их же признанию) отрасли. Ведь нельзя назвать таковым желание поделить школы на женскую, мужскую, смешанную; установить 13-летний срок обучения, снизив при этом нагрузку на школьников; позволить студентам выбирать дисциплины для обучения самостоятельно и т.д. Были также в очередной раз оглашены принципы общедоступности, бесплатности и фундаментальности среднего образования, которые, кстати, де-юре у нас вроде никто не отменял.
Третье – почти все кандидаты в случае победы намерены отменить все, что «наваяли» предшественники, фактически без объективного анализа действительности. Например, отменить бакалавриат по той причине, что «предприниматели не понимают, кто это такие». Одним словом, практически никто не сказал, что прежде чем что-то отменить – надо бы провести мониторинг на тему: что это дало. Резать-то опять придется по живому.
Меры, которые предлагают кандидаты взамен имеющихся и уже оттого спорных, скорее экзотические. Например, отменить ЕГЭ, а вместо этого – «привозить в города учителей из других городов, чтобы они принимали экзамен у детей» (Сергей Миронов), или «принимать во все вузы всех желающих без экзаменов» (Владимир Жириновский). Я, конечно, понимаю, чего не скажешь в пылу выборной эйфории, но народ-то по наивной своей доверчивости анализирует все по-серьезному. Возможно, у кандидатов надежды на то, что народ хоть что-то анализирует, совсем нет?
Порадовала представитель кандидата Михаила Прохорова – его сестра Ирина Прохорова. Во-первых, желанием строить диалог с профессиональным (экспертным) сообществом и стремлением разобраться с главным вопросом образования – кого мы хотим получить на каждой ступени образования. Это разумно, потому что до сих пор сложно понять, чем закончатся метания ныне активно действующих реформаторов. Приведет ли, например, к чему-то дельному желание построить систему, основанную на гремучей смеси советского и западного образцов образования.
Второй симпатичный тезис, донесенный Ириной Прохоровой за время 30-минутного выступления до аудитории Общественной палаты, должен бы пролиться живительным бальзамом на душу российского интеллигента. Представитель кандидата предложила серьезно поработать над гуманитарной составляющей школьного образования. Надо сказать, что в свете проходящих ныне теледебатов такое предложение не лишено смысла. Не всякая птица долетит┘ немногие ораторы умеют аккуратно донести до аудитории продуктивную мысль, не задев чести оппонента и не оскорбив чувств телезрителя. И, в-третьих, думается, многих подкупила искренность Ирины Прохоровой, которая призналась, что как таковой программы в полноте всех грозящих преобразований пока нет, потому что работа еще ведется, и конечное слово будет за народом.
Представитель кандидата Владимира Путина тоже Владимир Владимирович, только Бурматов, не отклонялся от заданного курса своего лидера ни на шаг. Все, что он сказал, аудитория уже слышала – и даже в более эмоциональном варианте. И новым откровением стала лишь фраза о том, что стипендия в 5 тыс. руб. поможет студентам прожить безбедно, не отвлекаясь на работу.
Лирические отступления лидера ЛДПР подняли боевой дух увядшей было аудитории (выступление Владимира Жириновского было последним). Кстати, лидер ЛДПР пообещал, что в случае его избрания он на первых порах возьмет на себя и ношу главы Министерства образования, потому что пост этот слишком важен, чтобы его передоверить другому. А Сергей Миронов готов поддержать кандидатуру коммуниста Олега Смолина в качестве претендента на министерское кресло в новом кабинете Министерства просвещения (без науки).
Увы, Боливар не вынесет двоих. Науку в тандеме с образованием по крайней мере уже два претендента на пост главы государства совсем не видят. Только, возможно, теперь уже и зря┘ Слишком сегодня здесь все повязано и увязано.