Юрия Чайку записали в шпионы – как в 37-м.
Фото РИА Новости
Генпрокурора РФ Юрия Чайку обвиняют в том, что он якобы работал на американскую аналитическую компанию Stratfor, «теневое ЦРУ». Общественности стало известно об этом из переписки компании, опубликованной на сайте WikiLeaks и перепечатанной некоторыми российскими изданиями. За пять дней до президентских выборов. Эксперты видят в происходящем попытку поствыборного передела сфер влияния в лагере силовиков.
Юрий Чайка якобы имел в разведывательной компании наивысшую категорию доверия – «1» и код RU101. Он рассуждал о «клановых войнах» в Кремле, о правилах противостояния, которые якобы установил премьер Владимир Путин. Говорил, что при этом чаще всего наказывали представителей «второго эшелона власти». Генпрокуратура назвала обвинения в адрес своего руководителя провокацией и «бредом сивой кобылы».
Между тем сама реплика «Чайки» в донесении информатора выглядит не шпионским докладом, а куском из частной беседы с хорошим знакомцем: «Проблема в том, что Сечин/Патрушев хотели бы от меня избавиться, но Сурков им не позволит этого. Я уже говорил о том, что Путин установил базовые правила, по которым кланы воюют друг с другом. Например, попытка Суркова снять министра внутренних дел Нургалиева была быстро прекращена Путиным. Так и попытка Сечина уволить меня провалилась из-за щита сверху. Вместо этого летят головы тех, кто во втором эшелоне власти». Есть ли здесь информация, тысячу раз не пережеванная российской, и не только российской, прессой? Вряд ли. «Откровения» такого плана печатаются годами.
«О каких несанкционированных контактах генерального прокурора – одного из девяти федеральных госслужащих, находящихся под круглосуточной охраной в соответствии с Законом «Об охране», – можно говорить?» – возмущается представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева. Позиция ГП – за подобными публикациями могут стоять силы, в отношении которых ведомство занимает жесткую позицию.
Глава фонда «Эффективная политика» Глеб Павловский считает, что собственно документам WikiLeaks не следует придавать большого значения: «Там может быть любая лабуда – это коммерческая компания, которая продает обзоры по России, как правило, плохие. А чтобы повысить их ценность, она ссылается на якобы конфиденциальную информацию. В этом смысле – почему бы там не появиться какому-то письму от Путина, который тоже «сливает информацию»?»
С другой стороны, очевидно, что Юрий Чайка как представитель медведевской команды находится сейчас в зоне риска, утверждает Павловский: «На его место сейчас точит зубы целый ряд товарищей. Скорее всего он не переживет инаугурацию – в административном, политическом смысле слова». За спиной Владимира Путина, по выражению эксперта, уже «выстроились «свиньей» претенденты на готовые освободиться должности - в надежде на месть, на реванш»: «Мы увидим сейчас, как эта публика выйдет на сцену и начнет кувыркаться на своих противниках. Самые нетерпеливые и болтливые торопятся, опережая других».
Если скандальная новость накануне выборов занимает умы избирателей – значит, кому-то интересно с этим поиграть, уверен председатель совета директоров Института современного развития Игорь Юргенс: «С одной стороны, такие действия демонстрируют чрезвычайно низкий интеллектуальный уровень игроков. С другой – показывают, насколько высока напряженность в силовых структурах. Мы видели это на примере противостояния СКР и Генпрокуратуры во время скандала с подмосковным игорным бизнесом. Все идет в ход. Включая то, что в великой державе должно остаться незамеченным».
Собеседник «НГ» связывает происходящее с сентябрьской рокировкой тандема: «Силовики добавили скандал в историю невыдвижения Медведева, в этом у меня нет сомнений. Они как бы показывают всем: ах, своей антикоррупционной кампанией Чайка разваливает нашу замечательную когорту! Когда 200 генералов оказались под следствием – реакция была предсказуемой. Корпорация смыкается и начинает противодействовать разоблачениям».
Президент Центра политических технологий Игорь Бунин тоже усматривает в коллизии продолжение борьбы в лагере силовиков: «Эти ведомства снова выясняют отношения». Эксперт обращает внимание на «особые» связи некоторых отечественных изданий с WikiLeaks: «Это означает, что отдельные материалы появляются в прессе в нужный момент».
Бунин считает самым сильным аргументом прокуратуры то, что чиновник, подобный Чайке, не заинтересован в разглашении секретной информации: «С другой стороны, отношения с иностранцами в нашей стране являются достаточно широкими. И то, что якобы сказал Чайка, может оказаться обрывком частной беседы по поводу сложившейся политической ситуации. В конце концов там нет ничего секретного».
В условиях охоты на ведьм, указывает Бунин, подобным рассуждениям вполне можно приписать «шпионский» статус: «Обычному разговору может быть даже присвоен номер в отчете – это не значит, что беседующий является чьим-то агентом. Однако кем-то простые рассуждения превращаются в «шпионскую деятельность» в пользу «вашингтонского обкома». А WikiLeaks выдает эту информацию в нужный момент, возможно, не бесплатно».
Политики тоже считают неслучайным вброс в публичное пространство «информации» о «Чайке». Секретарь ЦК КПРФ, депутат Госдумы Олег Куликов полагает: «Если что-то скандальное появляется в прессе, особенно перед выборами, значит, это кому-то выгодно. Давно уже идет противостояние между представителями силовых ведомств. Там сегодня явно усилилась конкуренция».
Одновременно парламентарий не верит, что чиновники, подобные Чайке, могут быть шпионами: «Это не тот уровень. Зато эти люди могут быть использованы в чужой игре». Куликов считает, что нынешний скандал – попытка власти нейтрализовать генпрокурора на время протестов и судебных дел, которые могут возникнуть после 4 марта: «Прокуратуру хотят вывести из этого процесса расследований».
Сбывается прогноз «НГ» (см. номер от 27.02.12): накануне выборов президентскую кампанию сотрясают скандалы и разоблачения. И, что характерно, связаны они вовсе не с будущим голосованием. И даже не с чистотой выборов. А с поствыборным раскладом сил во власти. В данном случае, по единодушному мнению экспертов, силовики стремятся к переделу сфер влияния. Тандем породил две группы элит. После выборов неизбежна коррекция во власти. Похоже, она уже началась.
Заметим, что в последние годы Генпрокуратура и ее руководитель действовали в русле антикоррупционных инициатив главы государства. Напомним, что до инаугурации Путина Дмитрий Медведев остается президентом страны.