Провокационное действо, которое устроила панк-группа девушек в масках перед алтарем храма Христа Спасителя, не останется без ответа. Пресс-служба МВД сообщила, что в отношении группы Pussy Riot возбуждено уголовное дело. Участницы скандального перформанса находятся в розыске. Охране храма почему-то не удалось задержать хулиганок. Но в этой истории важна не столько судьба девушек, а те последствия в отношениях Церкви и общества, которые она вызовет.
Реакция православной общественности на выходку так называемых феминисток была быстрой и резкой, благо современные средства коммуникации позволяют донести свою точку зрения практически сразу вслед за событиями. По поводу произошедшего сразу же высказались некоторые публичные фигуры Московского Патриархата. Известный миссионер протодиакон Андрей Кураев в свойственной ему иронической манере расценил акцию как масленичное скоморошество. Сразу после этого Кураеву пришлось принять на себя часть той ярости, которую вызвала выходка в храме у православных верующих, да и у людей иных убеждений. Лейтмотив этих выступлений был таков – совершено богохульное действие, а на языке официальной юриспруденции – оскорбление чувств верующих. Дескать, выступили бы эти девицы в своих маскарадных костюмах в мечети – прихожане устроили бы над ними самосуд. Так почему Православная церковь позволяет глумиться над своей верой?
Ближе к преобладающему настроению оказался комментарий протоиерея Всеволода Чаплина, который уже давно отстаивает идею законодательной защиты духовных ценностей. Вот и теперь он предложил рассматривать выходку в храме Христа Спасителя не как административное, а как уголовное правонарушение. Чаплин фактически пригрозил властям: те, кто не осудит этот поступок, «могут перестать рассчитывать на поддержку православных». Учитывая, что приближаются выборы президента страны, а также особую поддержку, которую РПЦ и другие религиозные организации оказали одному из кандидатов, возможно, именно эти слова влиятельного священнослужителя возымели свое действие.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что Церковь в своем отношении к подобным атакам неоднородна. Условно либеральные силы в РПЦ опасаются, что жесткая линия может подорвать доверие к душеспасительному социальному институту. Зато консервативная часть верующих видит в этом деле возможность консолидировать своих единомышленников и одновременно подорвать авторитет «либералов» вроде Кураева.
Так или иначе, но было возбуждено именно уголовное дело по статье о хулиганстве, а не административное – по факту оскорбления религиозных символов. В первом случае предусмотрено наказание в виде заключения под стражу, во втором – незначительный штраф. Дело возбуждено по заявлению двух частных лиц – участника миссионерского движения и сопредседателя движения «Народный собор», а не представителей Церкви. Ведь с заявлением в Генпрокуратуру мог обратиться ключарь храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев или даже сам Патриарх Кирилл, ведь храм имеет статус патриаршего подворья. Мы адресовали этот вопрос главе патриаршей пресс-службы протоиерею Владимиру Вигилянскому, но он затруднился дать четкий ответ, ограничившись общими рассуждениями о повреждении нравов.
Есть еще один важный вопрос. Почему Церковью вначале была проявлена нерешительность, а спустя несколько дней дан жесткий ответ на хулиганскую акцию? Много вопросов у верующих вызвали вялые действия охранников храма, также, по некоторым сообщениям, к противодействию осквернительницам святыни позже подключились полицейские. Почему девушек не задержали, позволили им удалиться восвояси, не выяснили их личности? И вот теперь понадобились розыскные действия и громкие заявления. Причем сообщение о возбуждении уголовного дела появилось в репутационно неблагоприятное время – на Прощеное воскресенье.
Напрашивается вывод о том, что Церковь колеблется, не может никак сформировать устойчивое отношение к участившимся атакам оппозиционно настроенных сил. С одной стороны, Московский Патриархат активно вмешивается в общественную и даже политическую жизнь страны. Яро отстаивает свое право голоса в принятии важных социальных решений и свое место как идеологического стержня державы. С другой стороны, оставляет репрессивные действия в компетенции ассоциированных с Церковью, но формально автономных общественных организаций, а сама РПЦ умывает руки.
Тем не менее уголовное дело возбуждено. Очень скоро пройдут выборы. Этот сигнал, данный околоцерковными движениями, прочитывается как возможное ужесточение позиции Церкви по отношению к тем, кто ее атакует, используя средства «ниже пояса». А может быть, и к тем, кто вообще не согласен с ее социальной и политической ролью в нашем государстве.