Председатель ВАС РФ Антон Иванов отстаивает свой взгляд на судебную реформу.
Фото РИА Новости
Председатель Высшего арбитражного суда Антон Иванов рассказал вчера о своем видении судебной реформы. В том числе об отношениях между различными судами. Иванов, в частности, подтвердил, что он против предложенного Верховным судом варианта – создать административные суды в системе судов общей юрисдикции. Обострение публичных противоречий вокруг судов, в которых граждане смогут спорить с государством, возникло после того, как создать их пообещал кандидат в президенты Владимир Путин.
В одной из предвыборных статей Владимир Путин пообещал: «Мы сделаем правосудие доступным для граждан». И объяснил, что «в том числе – введем практику административного судопроизводства не только для бизнеса, но и для специального рассмотрения споров граждан с чиновниками». По словам премьера, дух и смысл практики административного судопроизводства исходят из того, что гражданин уязвимее чиновника, с которым он спорит. «И потому практика административного судопроизводства изначально ориентирована на защиту прав граждан». На прошлой неделе председатель Верховного суда РФ (ВС РФ) Вячеслав Лебедев напомнил, что проект закона о создании административных судов лежит в Госдуме без движения с 2000 года, а проект Кодекса об административном судопроизводстве – с 2006 года.
Лебедев тогда сам не стал рассказывать, почему так произошло, посоветовав спросить у тех, кто блокирует, как оказывается, такие важные законы. Ну а источники «НГ» в ВС РФ прямо указывают на отрицательное отношение к идее административных судов у Высшего арбитражного суда. Вчера председатель ВАС РФ Антон Иванов лично подтвердил, что это именно так и есть. По его словам, ВС РФ обратился к нему за поддержкой своих законопроектов сразу же после его назначения в январе 2005 года. Однако ВАС поддержки не оказал, потому что не был согласен с вариантом, при котором административные суды создаются в системе судов общей юрисдикции. «В том варианте эту модель я не мог поддержать, тем более что она предполагала изъятие дел и из нашей судебной системы», – сказал Иванов.
Более правильно, сказал вчера Иванов, создать отдельную ветвь судебной власти – во главе с Высшим административным судом. Однако тогда, заметил он, могут возникнуть споры о компетенции между этим новым судом и арбитражем. Но вместе с тем председатель ВАС РФ, конечно, вовсе не против появления такой инстанции, где гражданин смог бы спорить с государством. Правда, заметил Иванов, без создания системы досудебных процедур по административным делам эта инстанция может в них просто утонуть.
При этом Иванов похвалился тем, что в его системе уже созданы составы судов по административным делам, подобраны судьи, есть методические наработки. Таким образом, ему, похоже, продолжает нравиться третий вариант размещения административных судов – в системе арбитражных: «Я не исключаю такой вариант, если политическое решение будет принято». По данным «НГ», Иванов скромничает: никаких «если» уже не может быть. Источник «НГ» в Госдуме сообщил, что 22 февраля на съезде Ассоциации юристов России именно этот вариант и будет публично оглашен как единственно приемлемый.
Статистика за 2011 год по административным делам
В 2011 году административных дел судами общей юрисдикции рассмотрено 226,5 тыс. Решения и действия муниципальных органов власти признавались неправомерными в 82% случаев – из 25,5 тыс. рассмотренных дел удовлетворена 21 тыс. заявлений граждан. Решения и действия органов, не являющихся органами власти, но наделенных государственно-властными полномочиями (в первую очередь военные комиссариаты, различные межведомственные комиссии), были признаны незаконными 43 из 52 тыс. заявлений (83%). Нормативно-правовые акты субъектов РФ и муниципальных органов власти признавались недействующими по 66% дел – удовлетворено 2089 заявлений из 3162 рассмотренных.