Лидерам ПАРНАСа по новому закону будет непросто попасть на Охотный Ряд.
Фото с официального сайта ПАРНАСа
Президентский законопроект о новом порядке выборов в Госдуму появился вчера на Охотном Ряду. Выяснилось, что никакого кардинально нового порядка он не вводит. Пропорциональная система остается, меняются лишь принцип выдвижения кандидатов и способ распределения мандатов внутри списков. Эти изменения выгодны лишь крупной партии, имеющей административный ресурс для привлечения лидеров общественного мнения. То есть «Единой России». Оппозиция пока однозначного отношения к проекту не выработала. Но отмена общефедеральной части списка, то есть «лица партии», не нравится никому.
В Госдуме президентский законопроект о выборах депутатов был зарегистрирован вчера в 08.58. Но даже к исходу четверга более 400 страниц текста на Охотном Ряду мало кто прочитал. Но это и неудивительно.
Ведь даже те, кто его писал, и то, похоже, не помнят наизусть всех его подробностей. Например, руководитель Государственно-правового управления президента Лариса Брычева вчера затруднилась ответить точно, почему страну решено поделить именно на 225 территориальных единиц (ТЕ). Не смогла она простым языком рассказать и о новациях в методике распределения мандатов, предпочтя просто цитировать законопроект. Неопределенность, отметила она, существует и с будущим законом об основных гарантиях избирательных прав граждан, который объективно придется обновлять после изменения закона о выборах в ГД. А ведь именно в законе о гарантиях прописаны принципы формирования избирательных комиссий – в том числе и Центральной.
Брычева, кстати, неодобрительно отозвалась о желании партий иметь право отзыва своих представителей из избиркомов в любой момент. По ее мнению, какие-то гарантии защиты прав работников комиссий надо предусмотреть. Да и выборы кому-то надо вести, сказала она. То есть необходимо будет искать компромисс, на что Брычева отводит несколько месяцев. А вот первое чтение выборного закона, сообщил вчера глава комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин, пройдет уже в апреле. Кстати, Плигин не счел для себя возможным комментировать медведевскую инициативу, которая, по его словам, требует детального изучения.
Хотя с таким утверждением можно не соглашаться. Потому что основной принцип законопроекта заметен сразу. Раздел России на 225 ТЕ и предложение партиям по своему усмотрению выдвигать в каждой ТЕ не более четырех кандидатов только на первый взгляд выглядят шагом вперед к демократии. На второй же взгляд становится понятно, какая партия сможет этот шаг сделать. Исходя из конкретных сегодняшних условий и политической ситуации. Это, конечно, будет только «Единая Россия». Кстати, это именно ее идея о так называемых горизонтальных списках, судя по всему, и положена в основание законопроекта. Предполагается, что в каждом регионе должна быть минимум одна ТЕ. Но в принципе они будут формироваться из примерно одинаковой нормы представительства в 500 тыс. человек. То есть, например, в Московской области, где избирателей около 10 млн., будет 20 ТЕ. А в Москве все 25, если не 30.
Однако конкретную партию никто не будет заставлять выдвигать кандидатов во всех 225 ТЕ. В данной местности тогда будут голосовать не за людей, а за партию в целом. Так что партийные голоса в принципе должны сохраниться. Но это лишь теоретически. А на практике как отнесется избиратель к тому, что вот ЕР выдвинула своих кандидатов, причем уважаемых людей, а какая-нибудь «Справедливая Россия» – нет? А от КПРФ идет какой-то местный партиец и все? При этом понятно, что так называемые лидеры общественного мнения в большинстве своем будут в списке партии власти. Самостоятельно или по принуждению – это уже и неважно. При этом у мелких партий, которые появятся на свет благодаря другому медведевскому закону, вообще нет никаких шансов конкурировать с парламентскими. Потому что они смогут выдвигаться с кандидатами лишь в отдельных ТЕ. То есть, скажем, ПАРНАС, пусть даже и официально зарегистрированный, никакого понимания у избирателей не вызовет. Потому что «поднимет» лишь небольшое количество ТЕ.
А вот тактика партии власти, судя по всему, останется прежней. Ведь новый закон вовсе не ликвидирует, а, напротив, стимулирует использование так называемых паровозов. Разрешает он и перебрасывать голоса по горизонтали – между разными региональными группами. Плюс отменяется общефедеральная часть партийных списков. То есть, к примеру, Геннадий Зюганов и Владимир Жириновский уже не будут для избирателя индикатором – раз они во главе, голосуем за эти партии автоматом. Таким образом, можно предположить, что ЕР по-прежнему будет стремиться по максимуму брать голоса в электорально крупных регионах. Малолюдные субъекты отдаются на «съедение» оппозиции, раз та от этого много не получит.
Интересно, что со стороны оппозиционных политиков комментарии медведевской инициативы были разнообразными, но всегда осторожными. Скажем, первый вице-спикер от КПРФ Иван Мельников предположил, что в таком огромном тексте всегда найдется несколько хорошо скрытых неприятностей. Но называть их не стал. Зампред комитета ГД по конституционному законодательству от ЛДПР Сергей Иванов приветствовал принцип «Как потопаешь, так и полопаешь», заложенный в методику распределения депутатских мандатов внутри партии. Потому что он действительно заставляет региональных активистов соревноваться друг с другом. Однако и здесь скрыта, как говорится, засада. Может получиться так, что, пока активисты будут бороться внутри своей организации, партия власти поборет всю ее в целом. Иванов, правда, с этим не согласился. Хотя и заметил, что совершенно негодное дело – это «лишать партию лица». То есть отменять общефедеральную часть партийного списка, где традиционно центральное место занимает партийный лидер.