0
1115
Газета Политика Интернет-версия

13.02.2012 00:00:00

Новая повестка дня и неизменный status quo

Илья Шаблинский

Об авторе: Илья Георгиевич Шаблинский - доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права Высшей школы экономики.

Тэги: политика, власть, партии, выборы, госдума


События, всколыхнувшие в декабре страну, позволили говорить о новой политической повестке дня. Главный адресат массовых протестов – российская власть сама вроде бы начала формирование этой повестки. В связи с этим нам представляется важным попытаться определить главный смысл данной повестки. Указанный смысл сводится к одному: восстановлению механизма разделения властей. Попробуем напомнить важнейшие пункты этой повестки дня. Начнем с тех, что включены самой властью.
1. Восстановление прямых выборов глав субъектов Российской Федерации. Правда, некоторые детали этой процедуры, которая будет отражена в законе, пока не ясны.
2. Облегчение процедуры регистрации политических партий и сбора подписей. Это, в сущности, должно означать отстраивание реальной многопартийности вместо декоративной.

Собственно, этими двумя пунктами и исчерпывается политическая повестка у Владимира Путина – согласно его последней статье, посвященной теме демократии. Помимо них статья не заключает в себе никаких иных обязательств, никаких иных пунктов. А мы их продолжим.

3. Реформа избирательного законодательства, включающая возврат права на создание блоков, восстановление института избирательного залога, отмену нормы, запрещающей критиковать оппонентов в эфире.

4. Изменение порядка формирования Совфеда. Верхней палате необходимо вернуть политический вес. Она должна избираться. Никакими иными средствами политической независимости сенаторов не обеспечить.

Еще два важных пункта связаны с восстановлением контроля за исполнительной властью, в том числе судебного контроля.

5. Восстановление конституционного порядка формирования Счетной палаты. С 2006-го президент пользуется правом представления кандидатур на должности аудиторов, председателя и зампредседателя СП.

6. Восстановление конституционного порядка назначения председателей всех судов. Напомним, с 2001 года президент назначает на должность сроком на шесть лет всех председателей и зампредов верховных судов республик, краевых и областных судов, судов Москвы и Санкт-Петербурга. Президент же представляет кандидатуры на должности председателей трех судов – Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного.

Ранее председателей избирали сами судьи. Второй президент чутко уловил тут свой шанс. Назначая председателей всех судов, он получает возможность формального и неформального контроля над ними. Какова будет мотивация судьи в споре, где одна из сторон выражает позицию исполнительной власти? Кто-то еще сомневается? Последнее по времени новшество в этой сфере – право президента определять кандидатуру на должность председателя КС. Вряд ли это пошло последнему на пользу. Какие у нас есть средства для исправления ситуации? Складывается грустная истина. На ближайшие годы status quo, сформировавшийся в последние десять лет, остается незыблемым. Прежде всего – это устойчивое (с запасом!) большинство мест у корпорации власти в Государственной Думе, полученное 4 декабря 2011 года. Оно после протестов никуда не делось. Это послушные той же корпорации фракции большинства во всех региональных парламентах. Это карманный Совет Федерации. Это послушные суды. Это услужливые телекомпании.

Как же прикажете решать самые насущные задачи из названной повестки дня? Крышка над кипящей кастрюлей стала подрагивать. Сей факт был замечен. Но власть быстро оправилась. Внесла поправки в тактику. И снова собирается контролировать (или игнорировать) процесс кипения. Формально, по закону ее некому принудить реагировать иначе. В итоге избирательный цикл 2011–2012 годов может оставить все как есть. В то же время состояние общества серьезно изменилось. Отметим, что протест пришел не изнутри искусственно созданной партийной системы, но извне – от рядовых избирателей. Фальшь политической декорации, отстроенной за десятилетие, сознавалась и раньше, вызывая в основном иронию. С какого-то момента она стала вызывать у определенной части общества возмущение.

Правящая группа может снова, опираясь на не внушающие доверия выборы, изобразить поддержку большинства. И после 4 марта попытаться играть по старым правилам - ссылаться на презентованные ЦИКом проценты и верноподданнические митинги. Но это будет очень серьезной ошибкой. Где выход? Вряд ли таковым можно считать игры с приглашением непарламентской оппозиции к думским слушаниям. Нынешний состав Думы не отражает настроений страны. И несоответствие будет нарастать. Придется проводить досрочные парламентские выборы. И правящей группе предстоит искать для них основания. Худший вариант состоит в том, что они возникнут сами – и уже совсем не конституционные.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1772
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1113
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
809
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1092

Другие новости