Сергей Нарышкин готов выслушать возможных критиков президентских законопроектов.
Фото РИА Новости
Первое чтение «политических» законопроектов от Дмитрия Медведева состоится 17 февраля. Госдума обсудит новые правила регистрации партий, а также возвращение прямых выборов губернаторов. Вчера стало известно, что на дискуссию будут приглашены и три непарламентские структуры. При этом в обществе до сих пор есть опасения, что содержание этих законов в ходе думской работы изменится. Например, для создания партий потребуется не 500 человек на всю Россию, а по 500 как минимум в половине регионов. Нынешние оппозиционные партии действительно не слишком довольны свободой для будущих конкурентов. Тем более что выгоду от этого получит только «Единая Россия». Однако власть решила продвигать проект «мелкопартийности». А это значит, что на данном этапе курс на такого рода демократизацию страны необратим.
Председатель Госдумы Сергей Нарышкин подтвердил вчера, что участвовать в обсуждении президентских законопроектов по реформе политической системы будут и представители непарламентских партий. 17 февраля Госдума планирует провести первое, то есть концептуальное, чтение всех трех инициатив Дмитрия Медведева, внесенных в нижнюю палату. Напомним, что это, во-первых, поправки в закон о политических партиях, согласно которым для их создания будет достаточно всего-то 500 человек. Во-вторых, это корректировка всех избирательных законов в направлении отмены или резкого снижения количества подписей, которые требуются от непарламентских партий для их допуска к различным – в том числе и президентским – выборам. И, наконец, проект закона о восстановлении прямого голосования за губернаторов – с правом главы государства на предварительное знакомство с кандидатами и на отставку регионального начальника за провалы в работе.
Интересно, что в последние несколько дней Дмитрий Медведев и Владимир Путин неоднократно подтверждали – курс на демократизацию будет неизменен. Президент высказался об этом, в частности, в понедельник на встрече с общественным комитетом своих сторонников. Премьер написал о том же самом в своей четвертой предвыборной статье в газете «КоммерсантЪ». Однако среди тех, для кого нынешняя демократизация и устраивается, то есть политических групп, до сих пор не имевших шансов на создание собственных партий, все еще сильны опасения, что это всего лишь предвыборная приманка.
Например, как рассказал «НГ» источник в окружении сопредседателя ПАРНАСа Михаила Касьянова, в Минюсте сейчас якобы готовят свою редакцию закона о политических партиях. По данным оппозиционеров, численность партии должна будет составить все-таки не 500 человек в целом, а как минимум по 500 на регион. И даже если офисы новой партии нужно будет регистрировать не во всех регионах, а, скажем, в более чем половине из них, в 43, то это уже получается 21 500 человек. «Тут уже могут подключиться и мертвые души, и заключенные, и кто угодно – всех пришедших в партию ведь не проконтролируешь», – говорит собеседник «НГ». Вывод: власть под формальным предлогом недостоверности членства в партии сможет отказывать в регистрации неугодным.
Стоит отметить, что такая версия была популярна сразу же после Послания президента Федеральному собранию. Дело в том, что в нем Медведев действительно выразился не слишком удачно: «Мое предложение – по заявке от 500 человек, представляющих не менее 50% регионов страны». И некоторые парламентарии решили, что им подсовывают фикцию, потому что новая обязательная численность от старой отличалась бы не слишком существенно. Однако когда президентский законопроект пришел в ГД, стало ясно, что в нем изложен самый радикальный вариант. И тогда настроение депутатов пошло в другую сторону. Даже некоторые единороссы стали говорить, что 500 человек для России – это смехотворно мало. Но теперь партия власти обвиняет в желании дезавуировать медведевскую инициативу уже думскую оппозицию. Во всяком случае, секретарь президиума генсовета ЕР Сергей Неверов в понедельник именно об этом сообщил президенту.
Заметив, что оппозиционеры боятся будущей конкуренции. А вот, мол, что новый закон их монополию на оппозиционную нишу все-таки разрушит – это хорошо.
Между тем, как уже писала «НГ», сразу после появления в ГД новой редакции партийного закона все действующие и даже зачаточные политструктуры поняли, что впереди их ожидает хаос. И стали высказываться на тот счет, что общество требовало немного не того. Например, правые и яблочники в беседе с «НГ» допустили, что рядом с ними могут быть специально созданы некие спойлеры. А зампред партии «Патриоты России» Надежда Корнеева выразила опасение: численность партии менее чем 10 тыс. человек приведет к тому, что на самом деле они окажутся фиктивными. Ведь тогда ни о какой работе, в том числе и на выборах, говорить не приходится.
Вчера же на обвинения ЕР ответили и парламентские партии. Глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев, кстати, сказал «НГ», что и обвинения Неверова, и слухи, которыми питается внесистемная оппозиция, – это все элементы «информационной игры, проводимой Кремлем». По его мнению, делается это для того, чтобы можно было сказать: вот, мол, закон был принят в результате жестких дискуссий и сопротивления некоторых политических сил, но власть настояла на том, что демократия должна развиваться.
«Но ведь общество требовало именно разумной корректировки закона о партиях», – заметил Соловьев. Сейчас же, по подсчетам коммунистов, на их фланге может возникнуть не менее восьми компартий, пара из которых точно будет на содержании власти. Точно такой же разброд, сказал депутат, будет и на других флангах – правом, патриотическом и социал-демократическом. Соловьев сообщил, что КПРФ будет предлагать ко второму чтению поправки: минимальная численность коммунистами определяется в 10 или минимум 5 тыс. человек, обязательный временной лаг между созданием партии и ее участием в выборах – один или два года.
По словам собеседника «НГ», также необходимо правило, согласно которому некоторое количество провалов на выборах разного уровня должно приводить к ликвидации партии. Впрочем, Соловьев сомневается в том, что ЕР такие поправки одобрит. «Пульт управления ЕР находится вне Думы», – сказал «НГ» зампред фракции «Справедливой России» Михаил Емельянов. А власть, у которой он в руках, сейчас, по мнению депутата, в ограничениях партийного хаоса не заинтересована, потому закон ей выгоден. «Вообще-то вся критика закона о партиях звучала потому, что он мешал появлению в России нормальной правой партии, без которой политическая система не была достаточно устойчивой», – сказал депутат. Но вместо действий в этом направлении власть решила довести идею уведомительной регистрации до абсурда, указывает Емельянов: «В Кремле, видимо, еще не поняли, что в страну вернулась политика, а там в нее все еще продолжают играть. А ведь люди выходят на улицу потому, что они против манипуляций как таковых».
Выгода ЕР от партийного хаоса, заметил парламентарий, объясняется просто. При участии в выборах множества мелких партий так называемая премия может достигать 40%. Большая ее часть достанется партии власти. И тогда она, получая на выборах 20–30%, в Госдуме сможет иметь больше 60% мест. Заметим, кстати, что в ходе понедельничного разговора с Медведевым Неверов настойчиво просил его не разрешать создания предвыборных блоков. Мотивируя это тем, кто крупные партии тогда поглотят мелкие, а это, дескать, недопустимо.