Минобороны страны озвучило амбициозные «океанские планы». Главнокомандующий Военно-морским флотом России адмирал Владимир Высоцкий, выступая в минувшую пятницу на ассамблее Санкт-Петербургского Морского собрания, заявил, что «уже 1 июня или чуть позже мы выходим снова на непрерывное боевое патрулирование ракетных крейсеров стратегического назначения». «Мы ждали этого 26 лет», – уточнил Высоцкий. По его словам, на флоте имеются заметные подвижки, его развитие руководители РФ называют приоритетным наравне с развитием Воздушно-космических сил.
Морское собрание Северной столицы – общественная организация, являющаяся преемником первого Морского собрания России – Кронштадтского, которое было создано указом императора Александра Первого в 1802 году.
Эта организация включает в себя ветеранов-флотоводцев и действующих офицеров. Если вспомнить, члены Собрания давно и целенаправленно критикуют руководство страны и Минобороны за отсутствие ясных целей в вопросах модернизации ВМФ и четких геополитических ориентиров в перспективе. Главком ВМФ, судя по всему, членам Собрания, да еще накануне президентских выборов, потрафил. Другой вопрос, насколько реальны озвученные адмиралом Высоцким планы.
Заметим, что накануне встречи главкома с ветеранами Военно-морского флота эту же тему поднял в Архангельской области во время посещения завода «Севмаш» курирующий оборонный комплекс страны вице-премьер правительства Дмитрий Рогозин. На специальном совещании с руководством Минобороны и корабелами обсуждался перспективный облик ВМФ России и, конечно же, вопрос о его постоянном присутствии в Мировом океане. Совещание было закрытым, однако некоторые озвученные на нем тезисы стали известны. Как выясняется, по оценкам Рогозина, «значительное число боевых кораблей, особенно из состава морских сил общего назначения, эксплуатируется за пределами назначенных сроков службы и требуют полноценного ремонта». Ввод новых подводных кораблей проекта 955 (субмарины с баллистическими ракетами) и проекта 885 (многоцелевые атомоходы) отстает от графика на 6–12 месяцев. «У нас нет стабильного производства, без которого невозможно решить задачи по боеспособности ВМФ и невозможно восстановить полноценное производство, привлечь необходимые квалифицированные кадры», – отметил вице-премьер. Конечно, при таком положении дел в кораблестроении вряд ли можно выполнить амбициозные планы, о которых рассказал адмирал Высоцкий.
Дмитрий Рогозин намерен ситуацию исправить. Благодаря «прорывным решениям и новым принципам судостроения» вице-премьер собирается сократить разрыв в отставании страны от уровня вооруженности «вероятного противника». Рогозин считает, что для решения новых амбициозных задач ВМФ необходимо стабильное финансирование, «стабильное серийное строительство кораблей и подводных лодок», а также «восстановление утерянной промышленной кооперации второго и третьего уровней». Источники в Военно-промышленной комиссии отмечают, что по инициативе Рогозина разработка программы развития военного кораблестроения до 2035 года перешла из ведения Минобороны к правительству. Этот факт подтвердил и адмирал Высоцкий: «Ее (программу. – «НГ») давно ждут наша Дума, Совет Федерации, чтобы рассмотреть». По словам главкома, в Северодвинске «были подготовлены предложения, не буду говорить какие, на мой взгляд, верные для того, чтобы вывести строительство флота на государственный уровень, несколько вынув его из министерского «гнезда».
Глава думского комитета по обороне адмирал Владимир Комоедов, который присутствовал на ассамблее в Санкт-Петербурге, сказал «НГ», что планы по организации непрерывного патрулирования российским подводным флотом Мирового океана он одобряет и поддерживает. «Только вот вопрос: какими силами патрулировать? У нас пока, к сожалению, нет новых атомных подводных лодок. А те, что есть, справятся с задачами в усеченных «единичных» экземплярах», – заключает собеседник «НГ». Адмирал, ссылаясь на секретность, отказался назвать количество боеготовых субмарин в ВМФ страны. Но отметил, что для возрождения военного флота, то есть для выполнения ВМФ задач по непрерывному патрулированию в Мировом океане (на уровне военно-морских сил США) потребуется не менее 20 лет. И это при условии, что руководство страны в этом будет заинтересовано и начнется реальная работа по восстановлению ВМФ.
«Пока же, к сожалению, слышатся одни разговоры», – заключил адмирал. При этом он высказал серьезную озабоченность тем, что «Генеральный штаб, к которому в результате реформ отошли функции по управлению военно-морскими группировками в Мировом океане, не имеет опыта такой работы, а Главный штаб ВМФ в результате сокращения его штатной численности уже не способен выполнять такие задачи».
Впрочем, директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко придерживается иного мнения. Эксперт считает, что в нынешних условиях, когда проблемы возрождения ВМФ выходят на государственный уровень и взяты под контроль правительства, устойчивость управления военным флотом, в том числе и морскими группировками, обеспечена на должном уровне.