Правоохранительная система до сих пор не подконтрольна обществу.
Фото PhotoXPress.ru
Вчера была опубликована третья программная статья кандидата в президенты Владимира Путина. На этот раз он решил высказаться по экономическим проблемам, встающим перед Россией в ближайшее время и в перспективе. Однако премьер помимо чисто финансовых и инфраструктурных факторов не отказался поразмышлять и о других, влияющих на экономику страны никак не в меньшей степени. О коррупции, антипредпринимательской связке всех правоохранительных и судебных органов, обвинительном уклоне. Короче говоря, Путин заговорил о модернизации самого государства и принципов его деятельности.
В своей третьей газетной статье в качестве кандидата в президенты Владимир Путин в газете «Ведомости» объяснился с гражданами страны по полной программе. Сам признал негодным нынешний сырьевой характер российской экономики, который даже не обеспечивает стране суверенитета. В России уже начала строиться экономика инноваций, и это нелегкое дело будет продолжено. Для чего, конечно, необходимо привлекать прежде всего частный капитал.
Эта тема является ключевой для данной статьи. Потому что ответ на вопрос, где брать деньги на развитие, характеризует политическую ориентацию автора. Что же, Путин выступает тут как последовательный либеральный экономист, увлекшийся усилением государственного контроля за экономикой исключительно в силу необходимости. И теперь он готов создавать условия именно для частных инвестиций. Интересен этот раздел статьи еще и потому, что в нем пару раз критикуется деятельность нынешнего президента Дмитрия Медведева. Один раз за то, что заметных сдвигов в улучшении делового климата так и не произошло – несмотря на начало целого ряда реформ. А другой раз – когда подводится неутешительный итог одной из этих реформ – модернизации правоохранительной и судебной сфер.
«Главная проблема – недостаток прозрачности и подконтрольности обществу в работе представителей государства: от таможенных и налоговых служб до судебной и правоохранительной системы», – поначалу пытается сохранить нейтральный тон Путин. А потом говорит, что на самом деле речь идет о «системной коррупции». Когда бизнес понимает, что найти покровителя в госструктурах правильнее, чем жить по закону. Находит, а затем с помощью этого покровительства уничтожает конкурентов. Фундаментальной, системной задачей назвал Путин зачистку поля для другого бизнеса, который готов побеждать в честной борьбе. И сам поднял планку на почти недосягаемую высоту: «Мы должны изменить само государство, исполнительную и судебную власть в России. Демонтировать обвинительную связку правоохранительных, следственных, прокурорских и судейских органов». По его словам, надо и дальше менять уголовное законодательство, чтобы в нем не оставалось зацепок, которые позволяют из хозяйственного спора «выпечь» дело на одну из сторон. И сразу дает рецепт: «Все экономические дела должны перейти из судов общей юрисдикции в арбитражные суды».
Путин предлагает обсудить способы «демонтажа» экспертному сообществу, судьям, предпринимателям, но вовсе не правоохранителям. Причем задача по «изменению государства» – это единственное поручение из его вчерашней статьи, для выполнения которого установлены крайне жесткие сроки. Он предлагает все необходимые замечания на этот счет внести уже до конца нынешнего года. И дает понять Госдуме, что потом тянуть с их принятием не стоит.
Председатель комитета ГД по законодательству Павел Крашенинников в беседе с «НГ» заметил, что практически и так все экономические дела уже рассматриваются в арбитражных судах. Правда, когда следственные органы возбуждают против предпринимателей уголовные дела, то те, конечно, идут уже в судах общей юрисдикции. Поэтому, уверен депутат, главу Уголовного кодекса по экономическим преступлениям надо и дальше корректировать. Заменяя лишение свободы штрафами.
Однако не меньшее значение, сказал Крашенинников, имеет и модернизация гражданского законодательства: «С момента принятия первой части ГК прошло уже 15 лет, ситуация в стране изменилась. И экономическое законодательство, которое присутствует в ГК, должно быть детально проработано». Глава комитета напомнил, что как раз сейчас идет работа по корректировке Гражданского кодекса. По его мнению, если он получится по-настоящему современным, то и уголовных дел против предпринимателей будет возбуждаться меньше: «А то сейчас любой невозврат кредита почти всегда трактуется как мошенничество». Хотя, конечно, бывает и так, сказал Крашенинников: «Тут каждый раз надо разбираться». Парламентарий считает, что юридической общественности и судейскому сообществу надо постараться выработать критерии для четкого разграничения экономических конфликтов с уголовными преступлениями.