Когда три года назад мы начинали работу над проектом Избирательного кодекса, у многих возникал вопрос: понадобится ли он в ближайшее время, не работаем ли мы на далекую перспективу? И самые мудрые на этот вопрос отвечали предельно просто: когда бы кодекс ни понадобился, он должен быть к этому времени готов!
И сегодня мы видим, что работали не зря. Вот несколько цитат.
Из резолюции митинга на Болотной площади 10 декабря 2011 года: «Участники митинга требуют: ┘принятия демократического законодательства о партиях и выборах».
Из Послания президента РФ Федеральному собранию 22 декабря 2011 года: «Я предлагаю комплексную реформу нашей политической системы┘ Надо дать всем активным гражданам законную возможность участия в политической жизни┘ Перейти к выборам руководителей субъектов Российской Федерации прямым голосованием жителей регионов┘ Предлагаю изменить систему выборов в Государственную Думу┘ Предлагаю также изменить порядок формирования Центральной и региональных избирательных комиссий».
Из решения Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека от 23 декабря 2011 года: «Совет считает необходимым: ┘обеспечить скорейшее принятие нового избирательного законодательства».
Из Итогового отчета миссии ОБСЕ БДИПЧ по наблюдению за выборами в Государственную Думу 4 декабря 2011 года (датирован 12 января 2012 года): «Рекомендуется рассмотреть возможность объединения всех законов о выборах в единый кодекс, что упростит законодательную базу и обеспечит ее целостность».
В ответ на все эти рекомендации и требования мы сегодня можем заявить: проект комплексной реформы избирательного законодательства, проект демократизации избирательного законодательства существует – это наш проект Избирательного кодекса Российской Федерации. Вот только некоторые его важные положения:
– механизмы регистрации кандидатов и партийных списков, исключающие произвол и дискриминацию;
– гибкий порядок формирования избирательных комиссий, обеспечивающий представителям политических партий большинство мест в комиссиях и исключающий дискриминацию партий по политическим мотивам;
– возможность блокирования партий;
– смешанная связанная избирательная система на выборах депутатов Государственной Думы (аналогичная германской, но с учетом российских особенностей) с трехпроцентным барьером, обеспечивающая пропорциональное представительство партий и исключающая сверхпредставительство за счет мажоритарной составляющей, при этом сохраняющая возможности для самовыдвижения;
– меры, направленные против технологии паровозов;
– восстановление возможности голосовать против всех кандидатов или списков;
– восстановление независимого общественного наблюдения;
– усиление мер, направленных против возможности фальсификации итогов голосования.
Это проект уже обсужден на многих площадках, в его поддержку высказались и авторитетные специалисты, и масса рядовых граждан. Наконец начинают обращать на него внимание и политики.
Правда, пока еще многим кажется, что проще идти другим путем. Мол, кодекс – это сложно, это будет долго приниматься. Не легче ли внести в избирательное законодательство десяток точечных изменений – и все проблемы будут решены? Полагаю, что это – ложный путь. Либо это не будет легче, либо основные проблемы не будут решены.
Легко внести в закон поправку, сокращающую число подписей избирателей. Но многое ли она исправит, если оставить драконовские нормы о признании подписей недействительными? Да и другие нормы, позволяющие отказывать в регистрации из-за мелких недочетов в представляемых кандидатом документах? Но чтобы исправить эти положения закона, нужна уже довольно тщательная их переработка.
Несложно внести поправки, затрудняющие какие-то конкретные способы фальсификаций. Но вместо них придумают другие, да и внесенные нормы придумают, как обойти или даже использовать их в свою пользу. Гораздо важнее добиться формирования таких избирательных комиссий, которые бы честно регистрировали кандидатов и честно считали голоса. Здесь тоже парой поправок не обойтись.
И не надо еще забывать, что у нас есть региональные и муниципальные выборы, проведение которых регулируется законами субъектов РФ. О том, какие ухищрения придумывают региональные законодатели для затруднения честной конкуренции на выборах, можно говорить много. И эту проблему тоже нужно решать.
Короче говоря, десятком точечных изменений не обойтись. А если поправок будет несколько десятков, то работа над ними станет делом еще более сложным, чем принятие единого Избирательного кодекса. И главное – не будет никаких гарантий, что эти десятки поправок будут сочетаться друг с другом, а не приведут к еще большему хаосу.
В общем, пришло время для принятия Избирательного кодекса!