На днях Левада-Центр обнародовал обследование представительной группы населения страны, проведенное в декабре 2011 года. Основной результат выглядит печально: почти половина населения не доверяет системе здравоохранения и врачам; 9 из 10 полагают, что система здравоохранения требует изменений.
Это не очень большая новость – и полгода назад, и год назад разные службы изучения общественного мнения приходили примерно к такому же выводу, правда, цифры были не столь катастрофические. Что удивительно – до самого декабря, в течение более полугода, министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова почти каждую неделю проводила пресс-конференции и рассказывала по телевизору народу, президенту и премьер-министру, как все шоколадно складывается в стране...
В действительности, по официальным данным, которые можно полагать приукрашенными, здравоохранение России вышло на уровень финансирования 1991 года только в 2006 году. Напомню, что состояние здравоохранения в 1991 году рассматривалось как полная катастрофа по сравнению, например, с 1985 годом.
Рост финансирования с 2005 года привел к небольшому превышению над уровнем 1991 года. Но это повышение финансирования – лукавое. В основном это не увеличение финансирования самого здравоохранения, а различные добавочные программы вроде дополнительной оплаты врачам в поликлинике или национального проекта «Здоровье». Эти программы – дело временное. Кончиться они могут в любой момент. Есть даже такая мысль у меня, что специально финансирование в здравоохранении увеличивали таким способом, чтобы было легко его в любой момент сократить.
Всякий раз, когда правительству предлагают резко повысить финансирование здравоохранения, правительство отговаривается тем, что и так уже социальный налог и взносы на медицинское страхование высокие, больше с работников и бизнеса взять никак нельзя. И большинство с этим соглашаются. На самом деле налоги высоки, вместе с непомерными взятками они действительно губят наши предприятия.
Но предполагать, что здравоохранение может финансироваться только из налогов на зарплату, равносильно тому, как предполагать, что из взносов в ДОСААФ финансируется армия. Так же как пошлины и акцизы на нефть, газ и водку питают закупку вооружений и Олимпиаду в Сочи, они могут питать здравоохранение. Это просто вопрос приоритетов. Уже 20 лет правительство России и ее законодатели тратят деньги на что угодно, но только не на здоровье граждан.
Даже в более богатых странах на медицину идет большая доля общественного богатства, чем у нас (см. таблицу). Доказательства эти я почерпнул из сводных таблиц Всемирного банка, составленных по официальным статистическим сводкам за 2010 год.
Богатство нашей страны, измеряемое ВВП, вроде бы не мало. Но в расчете на душу населения ВВП у нас в три-четыре раза ниже, чем в сравниваемых странах. Это объективный показатель того, насколько мы богаты. Почему выбраны для сравнения именно эти страны? Потому, что с США у нас везде принято сравниваться, и потому, что в Нидерландах и Великобритании самые эффективные системы здравоохранения.
В этих благополучных странах тратят на здравоохранение 9–16% от их огромных экономических возможностей. А в России – только 4,5%. При этом общественные расходы на здравоохранение, то есть то, что тратится из бюджетов и из обязательного страхования, в России ниже, чем в европейских странах. Зато расходы из кармана гражданина – самые высокие. В других странах, на которые нашим гражданам хотелось бы иметь похожую систему здравоохранения, в Бельгии, Франции, Германии – везде доля личных расходов граждан около 10%.
При этом мы платим налоги примерно такие же, как население приличных стран, выкладываем из кармана больше, чем они, но имеем плохое здравоохранение.
Почему оно плохое и почему люди им недовольны?
Во-первых, потому, что наши налоги правительство тратит на дворцы, олимпиады и персональные самолеты. Во-вторых, потому, что управляют здравоохранением неспециалисты. Только в прошлом году многие тысячи граждан пострадали от того, что Минздравсоцразвития не смогло сделать простейшую вещь – ввести в использование новую форму больничного листа. Что уж говорить о неспособности к более сложным вещам – разработке концепции развития здравоохранения, подготовке законодательства?
Народ это понимает.
Параметры финансирования здравоохранения | ||||
Показатели | США | Нидерланды | Великобритания | Россия |
Валовой внутренний продукт (ВВП), млн. долл. | 14 586 736 | 779 356 | 2 248 831 | 1 476 819 |
Население, млн. чел. | 309,05 | 16,61 | 62,22 | 141,75 |
ВВП на душу населения, млн. долл. | 47 198 | 46 921 | 36 143 | 10 418 |
Расходы на здравоохранение, на душу населения, долл. | 7410 | 5164 | 3285 | 475 |
Расходы на здравоохранение, на душу населения, в % от ВВП | 15,6 | 11 | 9,1 | 4,5 |
Расходы на здравоохранение общественные, в % от общих | 48,6 | 77,3 | 83,6 | 64,4 |
Личные расходы граждан, в % от общих | 12,43 | 5,74 | 10,44 | 28,77 |
Источник: Всемирный банк |