Проверка ТИКа обнаружила ошибки там, где их не было.
Участковые и территориальные избирательные комиссии по всей России готовятся не только к президентским выборам. 4 марта будут еще и выборы в местные органы власти. В Москве особенностью подготовки к ним стали многочисленные отказы в регистрации независимым кандидатам-самовыдвиженцам. Эту процедуру испытал на себе и корреспондент «НГ», рискнувший выдвинуться в московском районе Северное Чертаново. Сотрудники ТИКа обвинили журналиста в подделке подписей, в нарушении закона, «забыв» пригласить его на саму проверку.
Серьезные вопросы возникли к процедуре проверки подписей чиновниками территориальной избирательной комиссии (ТИК) Северного Чертанова. На прошлой неделе на мобильном корреспондента «НГ» раздался звонок. «Алексей Игоревич? Вы не могли бы к нам подъехать, необходимо лично вручить приглашение на заседание рабочей группы», – ласково попросила одна из сотрудниц. В ТИКе корреспонденту вручили извещение с просьбой переделать документы (по факту проставить несколько точек), датированное 16 января. Хотя на календаре было 18-е, председатель ТИКа Наталья Назарова велела подписать получение 16-м числом. Услышав отказ, она пригрозила, что в противном случае кандидату придется готовить ряд документов заново. Однако более всего насторожила неожиданная любезность чиновниц – до этого на все вопросы ее коллега, секретарь ТИКа Наталья Шевернева, отвечала заученной чеканной фразой: «Читайте Избирательный кодекс!»
Впрочем, букве Избирательного кодекса они предпочли следовать, похоже, только в своих интересах. И в нарушение столь уважаемого ими документа чиновницы ТИКа «забыли» пригласить кандидата на процедуру проверки. «Вы не беспокойтесь, пока у вас все нормально», – не моргнув глазом заявила Назарова. «Мы просто не успели бы вас пригласить, они нас сами не оповещают, когда приезжают», – мило вторила ей Шевернева, ссылаясь на плотный график экспертов из МВД.
Такая настойчивость членов ТИКа объяснилась на следующий день, когда те холодным голосом объявили, что корреспонденту «НГ» отказано в регистрации по результатам проверки подписей: четыре подписи были отбракованы инспектором отдела УФМС России Северного Чертанова по фамилии Козяр – причина якобы в несоответствии данных в подписном листе паспортным данным. «НГ» в качестве наглядного примера публикует копию паспорта подписанта и копию подписного листа – читатель может убедиться, что цифры на них идентичны. Любопытно, что даже с этими вычтенными четырьмя подписями критический порог для отказа в регистрации преодолен не был.
Затем к делу, похоже, подключилась председатель комиссии Наталья Назарова, которая лично признала недостоверными еще пять подписей на основании некой справки Экспертно-криминалистического центра УВД по Южному округу Москвы. При этом дата за подписанта, по данным заключения, была якобы проставлена кандидатом в депутаты. «НГ» связалась с указанной подписанткой, и та подтвердила – и дату, и подпись она проставляла лично (диктофонная запись есть в распоряжении «НГ»). Итоговый протокол, который комиссия выдала после проверки подписных листов, похоже, был составлен на скорую руку. Иначе почему количество якобы недействительных подписей в разных частях протокола различается на 10.
На заседании ТИКа Северного Чертанова эти странности повлияли на некоторых членов комиссии – двое из них, несмотря на крайне ехидные ухмылки коллег, не стали голосовать за отказ кандидату в регистрации. Возмущение же автора этих строк было пресечено быстро. «До свидания, молодой человек, – указала на дверь Шевернева. И, расслабленно улыбнувшись, сказала коллегам: – А что? У нас все нормально!»
«Они минимизируют самовыдвиженцев, поскольку все кандидаты от «Единой России» в этот раз тоже идут в данном качестве», – прокомментировал «НГ» осведомленный источник в ТИКе. Адвокат Вадим Прохоров заявил, что чиновники ТИКа, безусловно, нарушили Избирательный кодекс, поскольку были обязаны пригласить корреспондента «НГ» на процедуру проверки подписей. Хотя и то, как чиновники проводят эти проверки, вызывает серьезные сомнения: «Откуда берутся эти эксперты – это тайна, покрытая мраком, – говорит Прохоров. – Они всегда приходят к тем выводам, которые нужны чиновникам». По мнению эксперта, процедура проверки подписей используется властями для снятия неугодных им кандидатов или политических партий.