Снижение цены на российский газ и курс на евроинтеграцию оказались трудноразрешимыми задачами украинской внешней политики, которые плавно перешли в 2012 год.
Отсутствие положительных результатов в реализации курса на интеграцию в ЕС не изменили позицию Украины, которая по-прежнему дистанцируется от интеграционных проектов, инициируемых Россией. Создается впечатление, что в Украине предпочитают не замечать ухудшения ситуации в собственной экономике, а также продолжающегося кризиса в Евросоюзе, который по всем признакам принял затяжной характер с непредсказуемыми итогами.
Европейский проект показал свою уязвимость и несостоятельность. Во многом это объясняется увлеченностью ЕС идеей следовать в русле достижения политических целей. Игнорирование экономических реалий, которые выражались в неспособности ряда европейских экономик отвечать высоким стандартам, привело к пагубным последствиям. Более того, с углублением кризиса и нарастанием экономических проблем дискуссии в ЕС идут не о том, кого принять в организацию, а о том, как сохранить Европейский союз и не допустить его распада. Тем не менее, несмотря на очевидные факты, украинское руководство сохраняет иллюзорные надежды, что верность Киева европейскому выбору и жесткий тон в отношениях с Россией заставят европейцев принять решение о включении Украины в ЕС. Более того, украинские лидеры пытаются в диалоге с Россией перейти на позицию силы, что обусловлено более широким геополитическим контекстом, а не только газовой проблематикой.
На фоне кризиса в ЕС принципиально новым представляется проект Единого экономического пространства, в котором участвуют Россия, Белоруссия и Казахстан. Не лишенный геополитической основы, этот проект в большой мере опирается на взаимную заинтересованность всех сторон усилить свои экономические позиции. Следует отметить его геополитическое значение для России, которая после 20 лет интеграционных поисков на практике приступила к реализации амбициозного проекта.
Присоединение к таможенной «тройке» (Россия, Белоруссия, Казахстан) позволило бы Украине решить ряд принципиальных вопросов внешней и внутренней политики. С повестки дня был бы снят вопрос о необходимости соблюдения жестких требований МВФ по сокращению огромного дефицита в доходах и расходах «Нафтогаза» за счет повышения тарифов для украинского населения и предприятий. В экономической сфере Украина смогла бы рассчитывать на значительную скидку на российский газ, что благоприятно сказалось бы на положении предприятий и состоянии государственного бюджета. Разворот в сторону Москвы положительно воспринял бы Восток Украины. Это способствовало бы прекращению падения рейтинга президента Украины и укреплению его поддержки со стороны населения восточных областей, для которых разворот в российском направлении ассоциируется с выполнением Януковичем своих предвыборных обещаний.
Не выдерживает критики тот тезис, что движение Украины в направлении ЕС – это приближение к новым технологиям, инвестициям и новому качеству жизни. Никто в Европейском союзе не собирается предоставлять Киеву новые технологические разработки и дефицитные финансовые средства. Для европейских стран Украина гораздо интереснее в роли большого рынка товаров и рабочей силы.
При обсуждении перспектив евроинтеграции Киева ЕС в основном затрагивает политическую сферу, обходя стороной экономическую составляющую. Однако даже беглый анализ реализации сценария создания Украиной полноценной зоны свободной торговли с ЕС показывает, что это может привести к негативным для Киева последствиям. Здесь можно отметить усиление зависимости от импорта, сокращение собственного валового продукта, снижение конкурентоспособности в ряде отраслей экономики. А вместе с этим и усиление геополитического влияния в том числе через международные финансовые структуры.
Запад по-прежнему сохраняет к Украине повышенное внимание, оставляя без изменений свои цели. Политика ЕС последних лет в отношении Киева имеет свою четкую логику и выверенные шаги, которые опираются на долгосрочные интересы. Ключевой из них – не допустить реинтеграции Украины с Россией.
Во времена правления Леонида Кравчука, Леонида Кучмы и Виктора Ющенко Украина придерживалась политики многовекторности, балансируя между Россией и Европой. Внешняя политика нынешних властей завела Украину в тупик. Киев оказался в геополитической изоляции, выход из которой пока просматривается очень слабо.