По краю ходите, граждане, по краю...
Фото ИТАР-ТАСС
К одному из наиболее громких и неоднозначных культурно-политических проектов минувшего года стоит отнести передачу «Гражданин поэт» Михаила Ефремова и Дмитрия Быкова.
Суть проекта. Стихи Дмитрия Быкова, посвященные «самым актуальным» (можно было бы и без кавычек, да уж больно современную российскую политику в кавычки взять хочется) политическим темам, читает, поет, играет и танцует Михаил Ефремов. Стихи написаны в манере различных русских гениев от Лермонтова и Северянина до Сергея Михалкова и Александра Пушкина. Темы: иск Якеменко к Кашину и Послание президента, выборы и митинги, «толстые и пузатые милиционеры» и Селигер, «Порву за Путина», Охлобыстин, Каддафи, Тимошенко, пояс Богородицы, гениальный фильм про Высоцкого и пр. и пр.
Почему проект громкий, ясно: темы, авторы – все на слуху.
Почему неоднозначный – тоже ясно. По краю ходят, шутят на темы, о которых и думать-то не каждый рискнет. Плюс к тому – темы часто не просто серьезные, а еще и довольно трагические, а они – именно шутят. Пусть тут не юмор, а сарказм и сатира, но все равно. По краю, по краю.
Первоначально выпуски появлялись на телеканале «Дождь», теперь – на радио «Эхо Москвы» и в формате видео на портале F5.
Цитировать хочется, но... даже цитировать немного страшно, приведем что-нибудь совсем уж невинное: «...Страстно каркает ворона: «Бойтесь будущего года!/ Нету большего урона, чем внезапная свобода!/ Вся тусовка ваша – рыльца из московского гламура./ Вон спешит Божена Рынска. Дура, ты же сядешь, дура!»...»
Речь идет, как нетрудно догадаться, о послевыборных митингах, чудесных и посвященных тоже в основном чудесам. Сильный проект, яркий, отсылка к Некрасову и русским демократам конца позапрошлого века более чем верная. Жаль только, что в марте следующего года путем абсолютно честного (без всяких кавычек!) голосования изберут президента, наступит счастье и процветание, а актуальными останутся разве что дворники, которые зачем-то счищают со льда снег. Но какой в марте уже снег и лед? Так, пережитки прошлого.