Дело Магнитского стало символом деградации российской правоохранительной системы.
Фото ИТАР-ТАСС
Одним из наиболее заметных событий минувшего года стал официальный доклад президентского Совета по правам человека, посвященный обстоятельствам гибели юриста. По данным правозащитников, смерть юриста наступила в результате побоев, а условия его содержания в СИЗО были пыточными. Результаты антикоррупционной экспертизы также не в пользу силовиков: дело Магнитского вели те же следователи, которых он обвинял в мошенничестве, наблюдался конфликт интересов, а его заключение под стражу было необоснованным.
Правозащитники доложили президенту: Магнитский был тяжело болен, у него были камни в желчном пузыре, панкреатит и обострение других заболеваний. Ему требовалась операция. При этом Магнитского постоянно переводили из камеры в камеру, условия содержания в которых были пыточными, а затем, похоже, забили до смерти. Всему виной – раскрытые им коррупционной схемы в рядах высокопоставленных силовиков.
В докладе подчеркивается, что незадолго до смерти тяжелобольной Сергей Магнитский содержался в сырой темной камере, в полной антисанитарии, с неогороженным туалетом. В письме юриста говорится, что он страдал от сильных приступов боли в области солнечного сплетения и мог переносить их лишь сидя на корточках. Несмотря на это, следователь СК МВД Олег Сильченко за неделю до плановой операции перевел его в Бутырку, где нет больницы, и отказывал в назначении ряда жизненно необходимых процедур – например, в проведении контрольного УЗИ брюшной полости. Именно его, а также замначальника СК МВД Наталью Виноградову и врача «Матросской Тишины» Александру Гаусс авторы доклада президенту назвали главными виновниками гибели юриста. Когда состояние Сергея Магнитского стало критическим, его все же перевели из Бутырки в тюремную больницу «Матросской Тишины».
В тот же день его последний раз видели живым – на записях видеокамер, которые зафиксировали его проходящим по коридору с пакетами в руках. Затем тюремный врач Александра Гаусс поместила его в бокс, куда вызвала к нему наряд усиления из восьми сотрудников СИЗО, а сама отправилась к себе в кабинет. Которые, по данным доклада, на протяжении следующего часа могли жестоко избивать Сергея Магнитского. В распоряжении СМИ оказались документы, согласно которым смерть юриста наступила от разрыва поджелудочной железы, токсикологического шока и черепно-мозговой травмы, а не от острой сердечной недостаточности, в чем пытались убедить общественность первоначально.
Вызванная к Магнитскому «скорая» почти час прождала у ворот СИЗО. Официально зафиксированы следы от побоев, наручников, применения резиновой дубинки. До сих пор никто из ответственных за его гибель не был привлечен к ответственности. Наталья Виноградова была повышена и даже награждена. Члены президентского совета лично передали главе СК РФ Александру Бастрыкину документы, подтверждающие получение ею взятки в 40 тыс. долл. несколькими годами ранее. Ранее о вымогательстве с ее стороны заявляла журналистка Ольга Романова. Члены президентского совета также недоумевают, каким образом прошел переаттестацию другой фигурант дела Магнитского, обладатель многомиллионной недвижимости следователь МВД Артем Кузнецов, и почему правоохранительные органы игнорируют расследование в отношении главы ФНС № 28 Ольги Степановой, на которую в Швейцарии было заведено уголовное дело. И в отношении судьи Елены Сташиной, постоянно продлевавшей Магнитскому срок содержания под стражей.