Отменять итоги выборов премьер не намерен.
Фото ИТАР-ТАСС
Премьер Владимир Путин вчера пообещал россиянам новогодний сюрприз – честные президентские выборы 2012 года. Тем временем коммунисты завершают подготовку иска в Верховный суд об отмене итогов кампании-2011. Суды по нарушениям на избирательных участках выигрывают избиркомы. Партии составляют «списки Чурова» и готовят тиражи газет, куда будут вносить данные фальсификаторов выборов, а также требуют изменения законодательства. Чиновники в ответ нашли новых виновников собственных махинаций – в судах ими оказываются наблюдатели от оппозиции.
На днях глава правительства резко высказался на тему недавних митингов, назвав протестные акции «броуновским движением без лидера и без цели». Он категорически отверг возможность отмены итогов парламентской гонки: «Выборы в Госдуму закончились... И никаких разговоров о каких-то пересмотрах невозможно вести».
Между тем в российские суды поданы сотни исков с требованием отмены итогов голосования 4 декабря и пересчета голосов.
Накануне Перовский суд Москвы отказался отменять итоги выборов на участке № 1131, где после ухода яблочного наблюдателя результат ЕР вырос почти на полтысячи голосов – с 259 до 755. Объяснения членов участковой комиссии, сначала выдавших наблюдателю подписанный протокол, а затем переписавших его и увеличивших более чем вдвое результат партии власти, выглядят комичными. «То, что выдали наблюдателю, – это нельзя назвать протоколом, это черновик», – невинно убеждала суд заместитель председателя Территориальной избирательной комиссии района Перово Ирина Шевцова. «Наблюдатель вынудил комиссию подписать этот черновик», – добавила она.
Председатель комиссии о правовых последствиях заверения подписей, по словам представителя ТИКа Дмитрия Реута, не догадывалась: «Она не обладает юридическими знаниями и плохо изучила выборные законы».
В подтверждение слов Реута председатель участковой комиссии Елена Сержантова в суде переложила ответственность за выдачу фальшивого итогового протокола с себя на наблюдателя от «Яблока» Александра Лобанова. «Лобанов старался дезорганизовать работу комиссии. Пытался сфотографировать нас, лез в книги избирателей┘» – жаловалась она судье. Устроил нервотрепку он и во время подсчета голосов. «Сначала потребовал, чтобы мы вслух говорили, за какую партию бюллетень, и показывали его, а потом демонстративно отворачивался», – вспоминала Сержантова.
На заседании суда выяснилось, что реестр выданных протоколов тоже был сфальсифицирован, а подпись яблочного наблюдателя подделали. Однако такие малозначительные по нынешним меркам детали на судью Сергея Ефремова впечатления не произвели и в проведении почерковедческой экспертизы, а затем и в самом иске «Яблоку» было отказано. Все участники этого процесса будут включены в «список Чурова», пригрозили в «Яблоке».
Верховный суд может признать недействительным результат выборов в двух случаях: если установит, что были нарушения, не позволяющие выявить реальное волеизъявление граждан, или если итоги голосования были признаны недействительными более чем на 25% избирательных участков, пояснил «НГ» председатель Межрегионального объединения избирателей Андрей Бузин: «Последнее просто физически невозможно, но допущенных нарушений, на мой взгляд, было достаточно, чтобы признать результат выборов недействительным по первой причине».
Претензий к прошедшим парламентским выборам у партии Зюганова больше всех. Фото Reuters |
Глава юрслужбы КПРФ, депутат Госдумы Вадим Соловьев замечает, что Владимир Путин привел нынешнее законодательство в такое состояние, что правовым путем добиться отмены итогов выборов в принципе невозможно. По его словам, обжаловать итоги на десятках тысяч избирательных участков физически нереально, к тому же суды крайне редко отменяют итоги выборов даже на конкретном избирательном участке: «Прецеденты были, только когда президентом был Борис Ельцин». В партии намерены обратиться с иском об отмене итогов выборов по совокупности нарушений в Верховный суд. Вадим Соловьев предлагает изменить законодательство, чтобы дела о совокупности нарушений сразу по всем участкам рассматривал Конституционный суд.
Напомним, практически единственным прецедентом, когда суд встал на сторону оппозиции и назначил пересчет голосов, был случай на выборах в Мосгордуму в 2009 году: на участке, где проголосовал лидер «Яблока» Сергей Митрохин, не обнаружилось ни одного голоса за его партию.
На данный момент представителями «Яблока» и КПРФ подано около 250 исков в районные суды. Большинство исков еще рассматриваются, но ни один из уже рассмотренных судами удовлетворен не был. Почти тысяча жалоб подана в прокуратуру, МВД и Следственный комитет России представителями КПРФ и подмосковного отделения «Правого дела» во главе с Борисом Надеждиным. В «Справедливой России» и ЛДПР статистику предоставить затруднились, заявив, что иски партии подают в самых проблемных регионах.
Борис Надеждин в беседе с «НГ» заметил, что иски пока не подает, у него своя технология: сначала идти в Следственный комитет, только потом в суды: «Иначе они вытаскивают на заседания членов комиссий, которые знают, что их покрывает администрация, и начинают врать: мол, протокол не тот и так далее». Сначала нужно, чтоб с ними поработали следователи, говорит Надеждин: «Потом я раздаю примерно 10 тысяч газет с фотографиями и телефонами фальсификаторов, и, когда их вызывают в суд, туда приходят не только они, а соседи, друзья и куча народа, которые на них давят. Благодаря этому люди признаются в фальсификациях и иногда даже пишут явку с повинной».