Дмитрий Козак не готов отпустить губернаторов на волю народа.
Фото с официального сайта президента РФ
Вчерашнее заседание президиума Госсовета было посвящено проблеме децентрализации власти. Однако разделение полномочий между Центром и регионами свелось к обсуждению новых методов контроля над губернаторским корпусом. Вице-премьер Дмитрий Козак озвучил схему управления регионами, в соответствии с которой федеральные ведомства будут наделены правом отзывать с постов губернаторов. Возможно, эта инициатива получит развитие в обещанном законопроекте президента Дмитрия Медведева по выборам региональных глав, который пока не представлен в Государственную Думу в отличие от других президентских инициатив.
Предложения по облегчению налогового бремени регионов выглядели на заседании президиума Госсовета не вполне понятными и слишком абстрактными. Свобода региональных властей, по мнению Дмитрия Медведева, должна обеспечиваться дифференцированным подходом к местным правовым, инвестиционным и налоговым режимам. Поскольку «Россия – большая страна с разным географическим положением территорий и уровнем их экономического развития». «Можно было бы начать и с каких-то «пилотных проектов», – заметил президент. Как выяснилось, предложенные новации еще предстоит оформить в виде законопроектов. А перед этим обсудить – с участием общественности и представителей бизнес-сообщества. Похоже, планы президента по децентрализации могут быть отложены в долгий ящик. В конце выступления Медведев сообщил о приближении нового кризиса: «Россию ждут экономические трудности».
Туманные обещания налоговых послаблений на Госсовете прозвучали в связке с вполне конкретными планами ужесточения контроля Центра над местными властями.
Вице-премьер Дмитрий Козак предложил дать право федеральным ведомствам инициировать досрочную отставку губернаторов: «В крайних случаях, когда закон не выполняется, вносить представление в правительство, а правительство – президенту РФ о досрочном прекращении полномочий руководителя соответствующего региона. Это может стать одним из оснований досрочного прекращения полномочий руководителей регионов, в том числе и будущих выборных руководителей».
По Козаку, Центр сможет поручать региональным органам исполнительной власти отменять «явно незаконные» акты. А также координировать действия губернаторов, если потребуются синхронные действия нескольких субъектов РФ. Федеральные чиновники смогут отстранять от должности и назначенных губернаторами руководителей местных структурных подразделений исполнительной власти. Для этого достаточно будет выслать региональному начальнику соответствующие представления.
Еще более радикальные предложения высказала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. По ее словам, институт полномочных представителей президента в регионах себя изжил. А с учетом курса на децентрализацию она предложила создать представительства Минрегиона и, возможно, ввести министров по делам территорий. «При этом министры по территориям не должны вмешиваться в компетенцию региональных властей», – уточнила спикер Совфеда. Премьер-министр Владимир Путин, подводя итог выступлениям своих коллег, назвал идею о децентрализации полномочий своевременной, но подчеркнул: «Прежде чем делегировать регионам полномочия федерального Центра, необходимо все тщательно взвесить».
Конкретный характер предложений Козака и Матвиенко заставляет думать, что усиление контроля над региональными властями связан не столько с предложениями по децентрализации власти, сколько с объявленной недавно инициативой главы государства по выборам губернаторов. Напомним, и Путин, и Медведев высказались в пользу восстановления прежней системы. При этом глава правительства сказал о некоем «президентском фильтре» для партийных выдвиженцев. Медведев в Послании о нем даже не упомянул.
В конце прошлой недели в Думу были внесены два законопроекта из президентского пакета – по выборам президента и регистрации партий. Губернаторский проект так и не дошел до Охотного Ряда. Едва уловимое различие в подходах первых лиц к решению проблемы заставило предположить, что власти пока не выработали общего подхода к вопросам регионального управления.
И вот теперь, кажется, обозначились «пределы границ» губернаторской вольницы. С одной стороны, руководителям регионов позволят избираться на местах.
Что усилит легитимность их правления. С другой – каждый глава, вместе с его подчиненными, будет находиться под жестким контролем федеральных чиновников.
Дмитрий Медведев вновь заговорил о делегировании полномочий регионам. Фото Reuters |
Понадобится ли в этих условиях пресловутый «президентский фильтр» на стадии выдвижения кандидатов от партий? Возможно, нет. Изначально идея московского «одобрямса» вызывала сомнение наблюдателей – уже в силу невозможности реализовать ее должным образом. «Фильтровать» губернаторов будут с другого конца. Напрямую. Без привязки к партийно-политическим делам. Тем более что партий в стране скоро будет много.
Предложение Козака подкрепить проводимую президентом децентрализацию власти ее дополнительной вертикализацией вызвало у экспертов много вопросов.
Речи о децентрализации вообще не идет, убежден гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. По его словам, все заявления президента и его подчиненных на Госсовете касаются исключительно оптимизации финансовых потоков: «На мой взгляд, в окружении кандидата в президенты Владимира Путина термин «децентрализация» вообще запрещен, поскольку страна долгие годы от этого уходила». Говоря о предложениях Козака и Матвиенко, Мухин поясняет: «Многие статусные питерцы пытаются уловить политическую конъюнктуру и не знают, что делать с либеральным Посланием президента и консервативными заявлениями премьера на прямой линии. После чего генерируют подобные весьма странные инициативы».
Депутат из ЛДПР Сергей Иванов, сразу напомнивший, что его партия категорически против выборности губернаторов и излишней децентрализации, сначала даже не понял, почему на вчерашнем Госсовете звучали противоположные инициативы. «Похоже, у них там разброд и шатание», – констатировал он. По его мнению, если и создавать какой-то механизм отзыва выборных лиц – губернаторов, сенаторов и депутатов, то его надо прописывать четко. Чтобы он не был мифическим. В общем, в нынешней неразберихи Иванов видит политические причины.
Депутат из «Справедливой России» от Кемеровской области Дмитрий Горовцов тоже уверен, что дело в политике: «Продолжается заговаривание гражданского общества, возмущенного неправедными выборами». По словам Горовцова, предложение Козака исключительно вредное. Ведь за деятельностью губернаторов и так следит большое количество ведомств, например, Генпрокуратура, Следкомитет, Федеральное казначейство и т.д. Да хотя бы Контрольное управление президента, которое не раз проверяло сферу ЖКХ и т.д. Он считает, что каналов, по которым до центральной власти может быть доведена информация о безобразиях в том или ином регионе, предостаточно. Другое дело, как используется эта информация.
Член Общественной палаты Вячеслав Глазычев, известный специалист по территориальному и городскому развитию, заметил, что, «несмотря на многомесячную суету, вопрос оказался явно не подготовлен»: «Обсуждать децентрализацию надо исходя из того, какие меры будут реально работать, а какие – нет».
Вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский считает, что в тандеме не был до конца проработан вариант действий в усложнившейся обстановке: «Даже как-то обидно наблюдать за тем, как они десять с лишним лет упорно строили вертикаль, а сейчас – после не такого уж катастрофического поражения ЕР – вдруг бросились от нее отказываться».