В минувший понедельник на аварийной АЭС «Фукусима-1», которую готовят к так называемой холодной остановке, вновь прозвучали тревожные сигналы. Была обнаружена утечка 45 тонн радиоактивной воды, которую пришлось останавливать с помощью барьера из мешков с песком. Компания-оператор TEPCO ранее сообщала, что на полную выгрузку топлива из реакторов уйдет около 10 лет. Как считают эксперты, гораздо больше времени потребуется на демонтаж станции и дезактивацию зараженной местности.
Решение о закрытии аварийной АЭС и ряда других станций, признанных ненадежными, не привело к отказу Японии от курса на развитие экспорта ядерных технологий, что казалось невозможным после мартовской катастрофы на «Фукусиме-1».
31 октября на переговорах в Токио премьер-министра Японии Ёсихико Нода и премьер-министра Вьетнама Нгуен Тан Зунга была достигнута договоренность об участии японских компаний в строительстве двух реакторов во Вьетнаме. Двумя днями раньше на встрече Ноды с министром иностранных дел Индии Соманахалли Маллайаха Кришной стороны высказались за возобновление переговоров по созданию условий для японо-индийского сотрудничества в сфере мирного атома.
Активные переговоры по ядерной теме велись Японией с Вьетнамом и Индией с середины прошлого года. Уже в январе нынешнего года между Японией и Вьетнамом было подписано соглашение о сотрудничестве в гражданской ядерной сфере, оформившее условия экспорта во Вьетнам японских ядерных технологий и оборудования для АЭС. Однако японские парламентарии затянули с его одобрением, в том числе и из-за аварии 11 марта на «Фукусиме-1», когда разрушительное по силе цунами вывело из строя четыре из шести реакторов с выбросом радиоактивных веществ. Эта катастрофа вызвала рост выступлений в мире против атомной энергетики.
В Японии отношение к атомной энергетике после катастрофы на «Фукусиме-1» можно расценить как чисто прагматическое. Считается, что без нее невозможно обеспечить энергоснабжение для стабильного развития экономики страны и поддержания высокого уровня бытового комфорта граждан, по крайней мере до середины нынешнего столетия.
Можно указать и на критические выступления многих (если не большинства) японских политиков по поводу заявления экс-премьера Наото Кана о необходимости «порвать с атомной энергетикой». Ведь до катастрофы на «Фукусиме-1» планировалось развивать энергетику страны с опорой на АЭС. Одной из важных задач при этом ставилось совершенствование собственной научно-технической базы разработки и строительства реакторов и выход на мировой рынок атомных реакторов и оборудования для АЭС. Эта цель, судя по итогам японо-вьетнамских переговоров на высшем уровне, сохраняется и ныне.
В совместном заявлении по итогам переговоров Ёсихико Ноды и Нгуен Тан Зунга говорится о подписании соглашения, по которому японские компании получат контракт на строительство двух атомных реакторов во Вьетнаме на побережье Южно-Китайского моря. Первый из них, как ожидается, будет запущен в 2021 году. Соглашение взаимовыгодное. Нет сомнений, что задержки с утверждением соглашения в парламенте Японии на этот раз не будет. Газета «Иомиури» в редакционной статье призывает правящую и оппозиционные партии объединиться для принятия его законодателями как можно быстрее.
Сложнее выглядят возможности экспорта японских реакторов в Индию, хотя и здесь наблюдается заинтересованность обеих сторон. Япония является активным участником движения за соблюдение Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Индия не ратифицировала его. Однако это не закрывает возможности заключения двусторонних соглашений о сотрудничестве в ядерной энергетике. ДНЯО разрешает использование ядерной энергии в мирных целях под контролем МАГАТЭ. Согласие Индии на такой контроль позволило заключить американо-индийское соглашение о ядерном сотрудничестве в гражданской сфере.
Учитывая это, с июня 2010 года Индия и Япония начали обсуждение возможности подписать такое же соглашение. По сообщениям СМИ, переговоры проходили достаточно трудно. Они были прерваны после катастрофы 11 марта. Но уже в сентябре 2011 года премьер-министр Индии Манмохан Сингх предложил Ноде возобновить их в ближайшее время. Этому и был посвящен визит в Токио министра иностранных дел Индии Кришны.
На переговорах Кришны с министром иностранных дел Японии Коитиро Гэмба было достигнуто согласие о необходимости прилагать усилия для скорейшего заключения договора, обеспечивающего возможность получения Индией японских ядерных технологий.
В комментариях по итогам переговоров в Токио с делегациями и Вьетнама, и Индии подчеркивалось, что достигнутые договоренности будут способствовать развитию отношений между странами Южной и Юго-Восточной Азии до уровня «стратегического партнерства». Газета Japan Times пишет, что за решением Японии экспортировать реакторы для АЭС «стоят геополитические соображения – противостоять гегемонистским подвижкам Китая в регионе». Кришна на переговорах с Гэмба предложил провести совместные учения ВМС Индии и Японии. Была достигнута договоренность поручить министрам обороны двух стран обсудить возможность таких учений. Более того, стороны на этих переговорах не исключали возможности организовать в ближайшее время встречу в формате «2+2+2» глав оборонных и дипломатических ведомств Японии, Индии и США. Какие проблемы будут обсуждаться на этих встречах, если они станут регулярными, догадаться нетрудно.