Завершающаяся избирательная кампания еще долго будет обсуждаться политологами и международными наблюдателями. Но для россиян масштабных сюрпризов от участников выборной гонки не случилось. Партия власти давила в идеологическом и агитационном поле, оппозиция, словно сговорившись, пыталась понравиться избирателю лишь критикой «Единой России», но делала это так уныло, что даже агитки медведей на тусклом оппозиционном фоне выделялись в лучшую сторону.
Собственно, остросюжетной предвыборной гонки, как многие ожидали, не получилось. Привычно играла главную роль в этой политической антрепризе «Единая Россия», которой остальные шесть участников гонки лишь ассистировали. И если этот главный герой практически не исчезал из кадра, то его партнеры-оппоненты нередко были похожи на декорации, на фоне которых ЕР не могла не «блистать».
Нужно признать, что медведи использовали все возможности, которые у них были, – в первую очередь, конечно, медиаресурсы тандема, партийных губернаторов в регионах. ЕР активно мотивировала на агитацию всех партийцев – от федеральных чиновников до муниципальных. И хотя нередко это приводило к казусам – вроде случая с чересчур активным ижевским мэром, агитационный заряд достигал даже равнодушного к медведям избирателя.
Оппозиция же сообща ухватилась лишь за одну возможность – максимально скомпрометировать ЕР. По большому счету никаких новых решений для агитации ни у эсэров, ни у ЛДПР, ни у КПРФ так и не появилось. Попытка очернить «Единую Россию» до последних дней кампании так и осталась главным средством агитации для оппозиционных партий – ЕР винили во всех имеющихся в стране проблемах, при этом о собственных планах оппозиционеры предпочитали не говорить.
Наиболее заметно это проявилось в ходе теледебатов. Представители «Справедливой России», например, даже сходясь в диспуте с «Правым делом» или КПРФ, предпочитали рассказывать не о том, что они готовы сделать для страны, а о том, в чем еще виноваты единороссы. Вообще многим партиям критиковать медведей было гораздо легче за глаза. Те же теледебаты показали, что в очном поединке единороссы не уступали даже таким харизматичным лидерам, как Жириновский или Зюганов, тщательно подбирая им оппонентов.
Например, бывший шахтер уличает партократа в том, что на месте детского сада его партия возвела свой офис – это сюжет о том, как единоросс Неверов публично «выбил из седла» коммуниста Зюганова, всего лишь предъявив документы в доказательство своих слов. Или когда «Единая Россия» выставила против Владимира Жириновского своего депутата Андрея Макарова, который своим профессиональным знанием темы (бюджет и налоги), а также блестящим чувством юмора не только смог погасить яркого Жириновского, но и вынудил Владимира Вольфовича публично заявить, что в таких профессионалах, как Макаров, нуждается ЛДПР.
Однако самым показательным моментом прошедшей кампании стали массовые и уличные мероприятия. И дело здесь даже не в том, что в столице «Единая Россия» смогла провести два крупных съезда, после которых все только и говорили, что о рокировке Путина–Медведева, и не в том, что в регионах все сколь-нибудь серьезные акции проходили под патронажем ЕР. Самое печальное, что оппозиция не смогла ничего противопоставить даже «на улице». И можно сколь угодно обвинять медведей в том, что они затаскивают по 10 тыс. человек на свои акции и мероприятия, но если на митинги оппозиции в Москве, например, на Болотной площади и набережной Тараса Шевченко, приходят всего по 500 или 700 сторонников, то цифры говорят сами за себя.