Дмитрий Медведев объяснил своим соратникам, в чем смысл победы «Единой России».
Фото Reuters
Вчера Центризбирком подвел предварительные итоги парламентской кампании. Главный ее результат: «Единая Россия» получила большинство голосов, но ее показатели, особенно в крупных городах, значительно ухудшились. Вчера же президент Дмитрий Медведев собрал в Горках своих сторонников, рассказав о дальнейшем реформировании политической системы России.
По данным ЦИКа, «Единая Россия» получает 49,54% голосов, КПРФ – 19,16%, «Справедливая Россия» – 13,22%, ЛДПР – 11,66%, «Яблоко» – 3,3%, «Правое дело» – 0,59%, «Патриоты России» – 0,97%. Явка составляет 60,2% от общего числа избирателей. В новой Думе единороссы могут получить 238 депутатских мандатов, КПРФ – 92, эсэры – 64 и ЛДПР – 56 мест, по словам члена ЦИКа Николая Конкина.
Отпраздновать победу «Единой России» лидер ее думского списка президент Дмитрий Медведев решил в Горках, в кругу сторонников. Он заявил о готовности совершенствовать политическую систему страны, которая «становится более тонкой»: «Уже линейные технологии перестают работать. Это, кстати, вывод и для «Единой России», и для других партий: нужно учиться другим технологиям, нужно напрямую общаться с людьми. Мы ведь с вами этот общественный комитет сторонников изобрели для того, чтобы вы, как коммуникаторы, доносили до меня проблемы, а те, кто готов потрудиться на служебной ниве, стали бы работать и в правительстве, и в других государственных структурах».
Между тем в Кремле, как рассказал «НГ» информированный источник на Охотном Ряду, понимают, что нынешняя победа ЕР очень отличается от достижений 2007 года. И что единороссам придется работать в условиях отсутствия у них конституционного большинства в нижней палате. Впрочем, по словам источника, получение партией власти более 50% голосов в парламенте в урбанизированных странах, подобных России, экзотика.
Похоже, ЕР готова к выходу на достижение коалиционного большинства. Поскольку коалиция с другими партиями – вещь болезненная, но в условиях современной политической культуры необходимая. Главная проблема единороссов, как признают они сами, потеря большинства в некоторых регионах. «Мы теряем города, где по большому счету делается политика. Мы не нашли ключа к городским жителям», - сетует источник в Думе. Он считает ошибкой партии, в частности, усиленную ориентацию местных властей на пенсионеров и военных и недооценку работы с другими слоями населения.
Собеседник «НГ» что нынешнего падения рейтинга его партии предотвратить было нельзя. Одной из причин этого явления источник «НГ» в партии считает сложности с реализацией реформ армии и МВД. Между тем в Кремле, говорит он, высоко оценивают то, как Медведев «отрихтовал» страну. Упоминается равный доступ партий в СМИ и снижение избирательного порога на выборах в Госдуму. Источник уверен, что нынешний результат ЕР довольно высок для ситуации, в которой оказались партия и страна. Источник подчеркнул, что удача 2007 года, когда единороссам удалось сформировать конституционное большинство, не могла повториться и что напрасно некоторые лидеры «Единой России» муссировали эту идею.
Вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский предпочел говорить об итогах голосования 4 декабря с той точки зрения, какие перспективы они уже открывают, а какие пока оставляют неясными. Например, отметил он, вполне возможно переформатирование партийной системы страны, потому что «в том виде, в котором она существует, «Единая Россия» с поставленной перед ней задачей явно не справляется». При этом, уверен эксперт, нынешний спад – не случайный эпизод, «спад продолжается не один год».
Поскольку конституционное большинство самостоятельно ЕР себе вернуть не сможет, перспективным, на его взгляд, выглядит ее слияние со «Справедливой Россией». Туровский напомнил, что, несмотря на всю кажущуюся невозможность такого поворота, примеры в жизни ему были. Скажем, сама ЕР была создана из партий, бывших ранее жесткими политическими соперниками. Между тем пока, по его мнению, внутридумские расклады не поменяются: «Для большинства голосований в ГД требуется простое большинство. У ЕР оно есть, и ей не надо будет слишком часто ходить на поклон к ЛДПР и СР».
Зато перспективы региональной элиты – губернаторов и мэров, назначенных в основном во время Медведева, остаются неясными: «С задачей электоральной мобилизации они не справились, авторитет у них слишком низкий, а аккуратно пользоваться административным ресурсом они не умеют». По словам Туровского, если Путин эту задачу перед ними ставить продолжит, тогда «мы увидим новую зачистку губернаторского корпуса». Путин, уверен эксперт, от проседания ЕР проиграл в наименьшей степени. И даже обрел большую свободу действий: как кандидат он теперь скорее всего будет выступать с надпартийных позиций, а его обязательства перед провалившимся Медведевым становятся менее определенными. То есть превращение последнего в нового премьера теперь не выглядит предопределенным.
Глава Института проблем глобализации Михаил Делягин уверен, что «массовое негодование россиян напугало организаторов подсчета голосов и принудило их повысить степень достоверности официально объявляемых результатов»: «Задолго до начала выборов было понятно, что у «Единой России» заберут конституционное большинство, чтобы представить это как доказательство демократизации, но сохранят ей обычное, чтобы она обеспечивала принятие любых неэкстраординарных решений». Увеличение представительства КПРФ было предсказуемо, считает эксперт: «Вероятно, государство побаивается ее – отсюда неожиданный результат уже вроде бы списанной «Справедливой России».
Главный научный сотрудник Института экономики РАН Александр Ципко указал, что с точки зрения долгосрочной перспективы выборы не решают главной проблемы страны. Например, по его мнению, состоявшееся голосование «придало четкую легитимность власти и правящей партии». Эти выборы сказали правду, считает эксперт, которая заключается в том, что большинство все-таки считают стабильность путинской эпохи благом и потому голосуют за причастных к ее созданию. Проценты, полученные ЕР, он называет «честной победой» – при том что, по его мнению, административный ресурс в пользу партии власти применялся незначительно, а против нее самой использовался «настоящий антитандемный психоз». Показательна, на его взгляд, и фактически победа эсэров. Тем самым, уверен Ципко, общество продемонстрировало, что ему нужна вторая партия власти, которая до получения этого статуса является конструктивной оппозицией.
Собеседник «НГ» отметил, что в рамках нынешней политической системы стабильность на долгосрочную перспективу не гарантирована. Проблема, по его словам, в том, что «ЕР побеждает в основном за счет обездоленных, стабильность существует благодаря поведению той части общества, которая живет бедно». Самостоятельные, состоявшиеся люди власть в основном и не поддерживают. Не доверяют они ЕР, которую, уверен эксперт, необходимо или менять изнутри, или заменять другой партией.
Голосование в региональные парламенты субъектов России
Карелия: ЕР – 30%, КПРФ – 19%, ЛДПР – 18%, СР – 22%, «Яблоко» – 7%
Мурманская область: ЕР – 33%, КПРФ – 23%, ЛДПР – 19,5%, СР – 22%.
Астраханская область: ЕР – 44%, КПРФ – 20%, ЛДПР – 21%, СР – 9%.
Орловская область: ЕР – 41%, КПРФ – 33%, ЛДПР – 13%, СР – почти 10%.
Еврейская автономная область: ЕР – 50%, КПРФ – 20%, ЛДПР – 17%, СР – 10%.
Амурская область: ЕР – 43%, ЛДПР – 21%, КПРФ – 20%, СР – 9%.
Пермский край: ЕР – 38%, КПРФ – 20%, ЛДПР – 18%, СР – 15%.
Камчатский край: ЕР – 54%, ЛДПР – 8%, КПРФ – 15%, СР – 8%.
Алтайский край: ЕР – 40%, КПРФ – 25%, ЛДПР – 16%, СР – 16%.
Омская область: ЕР – 39%, КПРФ – 26%, СР – 15%, ЛДПР – 14%.
Томская область: ЕР – 43%, КПРФ – 21%, ЛДПР – 18%, СР – 13%.
Красноярский край: ЕР – 37%, КПРФ – 24%, СР – 18%, ЛДПР – 17%.
Свердловская область: ЕР – 33%, СР – 27%, КПРФ – 17%, ЛДПР – 16%.
Пермский край: ЕР – 39%, КПРФ – 20%, ЛДПР – 18%, СР – 15%.
Чувашия: ЕР – 45%, КПРФ – 20%, ЛДПР – 11%, СР – 19%.
Московская область: ЕР – 33%, КПРФ – 28%, СР – 17%, ЛДПР – 16%.
Санкт-Петербург: ЕР – 35%, СР – 24%, КПРФ – 14%, «Яблоко» – 13%, ЛДПР – 10%.
Ставропольский край: ЕР – 37%, ЛДПР – 21%, КПРФ – 20%, СР – 19%.