0
1914
Газета Политика Интернет-версия

05.12.2011 00:00:00

Свобода, горькая на вкус

Тэги: кино, премьера, политковская


В пятницу на открытии «Артдокфеста» показали нашумевший фильм Кирилла Туши «Ходорковский», а в субботу в рамках все того же фестиваля состоялась московская премьера картины Марины Голдовской «Горький вкус свободы. Анна Политковская». Получился неслабый предвыборный аккорд. Когда зажегся свет после фильма о Политковской, битком набитый зал, не сговариваясь, встал и аплодировал минут десять, растрогав режиссера до слез. На разговор с Мариной Голдовской набилось столько народу, что многим пришлось сесть прямо на полу. «Ваш портрет Анны Политковской так кстати сегодня, когда людьми овладевает безнадежность», – сказал кто-то из зрителей.

Как и в «Ходорковском», в «Горьком вкусе свободы» много интервью с разными людьми, которые откровенно, эмоционально размышляют, вспоминают, как менялся климат в российском обществе в течение 20 лет независимости – от эйфории времен демократических преобразований к нынешнему неозастою. Михаил Горбачев вспоминает «первые свободные выборы 1989 года, когда весь народ вдруг пошел голосовать», – 3 декабря 2011-го (в этот день состоялся показ фильма Голдовской) эта фраза даже ернического смешка не вызвала в полном зале, ушла в напряженную тишину. Единомышленница Политковской, адвокат Каринна Москаленко воскрешает свои ощущения: «Когда пришел Путин, я поняла: все! Это было как переворот». В какие-то моменты казалось, что смотришь вторую часть дилогии, начатой «Ходорковским». Обе картины предпринимают серьезные попытки на примере отдельных личностей проанализировать новейшую историю нашего государства, а в графе «страна производства» у них значатся Германия (в случае «Ходорковского»), США и Швеция («Горький вкус свободы»). Подтверждается тезис, что «большое видится на расстояньи».

Анну Политковскую Голдовская снимала много лет. Первый фильм о ней – «Вкус свободы» – сделала еще в 1990-м, но и после него продолжала записывать долгие беседы с журналисткой. Подругами они не были. В любимых учениках у Голдовской ходил Александр Политковский, а потом она познакомилась с его молодой женой Аней, и, по застенчивому признанию режиссера, Саша постепенно как-то отошел на второй план, зато общение с Аней стало насущной потребностью. Самое ценное в этом материале – его домашность, простота. Мы видим Политковскую на кухне, во дворе, во время прогулки с любимым псом. Перед нами никакая не амазонка, не прожженная журналюга, а удивительно нежная, обаятельная женщина. Она что-то варит, жарит, поглядывает с гордостью на детей, рассказывает о том, почему развелась с мужем, и как, будучи без пяти минут бабушкой, влюбилась без памяти в какого-то загадочного иностранца. Попутно восстанавливает в памяти свой профессиональный путь, как от привычной социалки перешла к теме беженцев, а там уже не за горами была Чечня. Так и чередуются кадры: Политковская в командировке, на развалинах очередного чеченского дома, что-то записывает за плачущими женщинами в темных платках, в хаосе «Дубровки», когда ходила к террористам парламентером, в редакции, за распутыванием очередного «сигнала» из Грозного. И дома, в уюте и тепле, но с неизменной готовностью сорваться по первому звонку из охваченного войной края. «Аня заразилась войной и не смогла излечиться», – говорит о ней кто-то из коллег. Но Политковская как раз выглядит самым здоровым человеком, который видит окружающий мир кристально ясно, ее не собьешь разговорами о скидках на «тяжесть момента», на «особенности национального менталитета» и прочие отговорки. Многим она казалась городской сумасшедшей, но ее и «общественное мнение» не могло заставить изменить себе. Эффект фильма в том и состоит, что главные вещи о происходящем в нашей стране просто, как само собой разумеющееся проговаривает хрупкая женщина, мать семейства, хозяйка дома. Никакого пафоса и оголтелости в ней нет. Нет и ощущения своей деятельности как подвига.

В случае этого фильма поражаешься природному чутью документалиста. Откуда-то ведь берется ощущение, что именно этого человека надо снимать, из года в год, от случая к случаю (Марина Голдовская с середины 90-х живет в США, в России бывает наездами, но в каждый приезд находила время для бесед-интервью с Политковской). Материал огромный и бесценный. Он сложился не просто в портрет, но в историческую хронику. За два десятилетия передовая российская журналистика прошла интересный путь – от положения властительницы дум, двигателя прогресса до эквилибристки на проволоке новой медийной реальности. Вот в последнюю фазу Политковская как раз не вписывалась и тем была неудобна. Одно из интервью Политковская дает Голдовской лежа на больничной койке, после того, как ее отравили на пути в Беслан. Говорит через силу, но говорит – чтобы были зафиксированы ее мысли по поводу страшной трагедии 1 сентября 2004 года. Благодаря Марине Голдовской мы их слышим спустя семь лет после теракта и пять – после гибели самой Политковской. Сегодня кинематографический пейзаж таков, что большие впечатления гражданского толка получаешь, за редчайшим исключением, только от документальных фильмов. «Артдокфест» в предвыборные дни дал изрядную пищу для размышлений.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1791
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1516
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1329
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
967

Другие новости