Дмитрий Медведев посетил молодежный форум под названием «Будущее – за нами!»
Фото с официального сайта президента РФ
Завтрашний день станет последним в агиткампаниях политических партий перед выборами 4 декабря. «Единая Россия» делает ставку на медиапространство и позиции в ней своих лидеров – Дмитрия Медведева и Владимира Путина. Вчера они раздавали награды и денежные обещания, а сегодня проводят итоговую встречу со своими сторонниками. Эксперты, впрочем, указывают, что главная ставка ЕР – административный ресурс.
Повышенную публичность нынешних выборов на последнем этапе «Единая Россия», похоже, решила снизить. Появились сообщения: единороссы, дескать, уйдут от непосредственного контакта с избирателями, сделав основной упор на агитацию через СМИ. Потому что общение с электоратом на протяжении последних недель особого успеха не приносило, а вот количество скандалов только увеличивалось.
Впрочем, по данным «НГ», в реальной жизни особо активной кампании партии власти не было заметно и раньше. И ставка с самого начала делалась на совмещение админресурса с подавляющим преимуществом в медиапространстве. Которое было обеспечено прежде всего лидерами ЕР – Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным.
Ударное завершение кампании ЕР тоже остается за ними. Вчера Медведев посетил молодежный форум с совершенно предвыборным названием «Будущее – за нами!» Напомним, что это один из действующих слоганов ЕР. А сегодня сторонники и собеседники тандема, которые общались с ним последнее время, соберутся для итогового разговора. Медведев и Путин примут гостей в центре Digital October. Придут и участники так называемого большого правительства, и делегаты от студентов, инвалидов, пенсионеров и т.д. – все те, кого лидеры партии власти поддерживали за два месяца избирательной гонки. «Под Путина» на встречу вызваны наиболее активные деятели ОНФ – например, автомобилисты. Вчера не удалось выяснить даже примерную тематику мероприятия. Источники «НГ» в партии власти предположили, что на нем будет проведен плавный переход от одной пиар-кампании к другой. От думской к президентской. А один из собеседников корреспондента «НГ» напомнил, что обычно накануне таких встреч наиболее доверенные лица получают просьбы спросить начальников о том-то и о том-то.
Эксперты скептически относятся к активности первых лиц партии власти. Например, вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский указывает: у избирательной кампании ЕР два измерения. Первое – пропагандистское, второе – мобилизационное. Во втором случае спасает административный ресурс: «Трудно сказать, в каком точно соотношении по важности они находятся, но вторая сторона кампании для ЕР все-таки более важна». Что же касается завершающего этапа предвыборной гонки, то тут, полагает эксперт, законы жанра требуют повышения публичной активности лидеров. Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин высказался более категорично. По его мнению, «Медведев и Путин всю кампанию соревновались друг с другом, кто из них как можно дальше отойдет от агитации за ЕР». Исключением, полагает он, стали только съезды партии власти. А так они больше агитировали за самих себя. Мухин считает это объективным фактором. Потому что зачем, скажем, Путину брать на себя обязанность спасать политического банкрота. У ЕР обрушился рейтинг, этот бренд восстановлению уже не подлежит, и усилия по его поддержке привели бы только к потере авторитета того, кто это попытался бы сделать. «Можно, конечно, разогнать старое авто до огромной скорости, но ведь потом оно просто развалится», – полагает эксперт. Он заметил, что ситуация, в которую попала ЕР, привела к тому, что на этих выборах голоса у нее откусывают не только эсэры, но и коммунисты.
А КПРФ обратилась на днях ко всему российскому электорату. Социально незащищенным группам населения обещано: никаких потрясений в стране не будет, а значит, волноваться не надо. А сотрудникам избиркомов, которые не понимают, что ситуация меняется, коммунисты грозят карами за фальсификации по всей строгости закона.