За время работы Госдумы пятого созыва было принято рекордное количество законов.
Фото РИА Новости
На прошлой неделе, как уже писала «НГ», Госдума пятого созыва собралась на последнее заседание. И хотя депутаты сохраняют свой статус вплоть до первого заседания Думы следующего созыва – самое время подвести итоги парламентской работы.
Неудивительно, что первое место в «командном зачете» уверенно занимает фракция «Единая Россия», имевшая конституционное большинство в уходящей Госдуме. На протяжении пятого созыва ее депутатами было внесено аж 1675 законопроектов, правда, принята из них лишь одна треть – 529. Затруднительно представить, что хотя бы один член фракции ЕР был в состоянии просто прочитать те законы, за которые он исправно голосовал.
На втором месте, согласно подсчетам, «Справедливая Россия», у нее 92 принятых законопроекта.
Далее с небольшим отрывом следует ЛДПР – 83. Замыкает «турнирную таблицу» фракция КПРФ, у которой на счету 52 законопроекта.
Если же обратить внимание на «инициативный» расклад по комитетам, то здесь лидирует комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству (председатель – Владимир Плигин). Этот комитет отвечал за прохождение 71 законопроекта из числа внесенных депутатами Госдумы. На втором месте – комитет по финансовому рынку во главе с Владиславом Резником (56 законопроектов). На третьем – комитет по строительству и земельным отношениям, возглавляемый Мартином Шаккумом, – 53 законопроекта.
В «индивидуальном зачете», имеются в виду законопроекты, внесенные самими парламентариями, первую строчку уверенно занимает Мартин Шаккум. На счету у этого депутата-единоросса 93 принятых законопроекта. На втором месте – Владимир Плигин (74), на третьем – Владислав Резник (63). Четвертое место в этом списке принадлежит опять же члену фракции ЕР – первому вице-спикеру Госдумы Олегу Морозову. У него 38 принятых законопроектов.
Любопытно, что в активе лидера «законодательной гонки» Шаккума на один принятый законопроект больше, чем у всей фракции эсэров.
93 законопроекта Мартина Шаккума составляют 17% от общего числа принятых Госдумой, если считать только законопроекты, внесенные самим депутатами. Это каждый шестой законопроект.
Что касается личного первенства среди депутатов от оппозиции, то здесь лидирует сын и внук юриста – Игорь Лебедев от ЛДПР – у него 10 принятых законопроектов. Далее следуют депутаты от ЛДПР Максим Рохмистров и Юрий Коган, а также депутат от КПРФ Сергей Решульский – у каждого из них также по 10 принятых законопроектов.
Эксперты отмечают, что высокая эффективность председателей ключевых комитетов от «Единой России» имеет простое объяснение: у них хорошие личные контакты с представителями правительства, администрации президента, министерств, крупного бизнеса.
Нельзя сказать, что официальная оппозиция не замечает этого. Депутат от КПРФ Виктор Коломейцев сказал: «Назовите мне страну, кроме России, которая в разгар кризиса выделила 380 миллиардов рублей спекулянтам финансового рынка? Нет такой страны. Значит, кто-то пролоббировал этот вопрос». Коммунист явно намекал, и впоследствии его цитаты появились в ряде СМИ, что за этим стоит депутат-единоросс, председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Владислав Резник.
Специфической сферой интересов Резника является, как утверждают эксперты, страховой бизнес, в котором он в свое время стал одним из ключевых игроков на российском рынке. Однако в последнее время Резника преследуют неудачи. Его считали близким другом бывшего министра информационных технологий и связи Леонида Реймана. После отставки Реймана Резник в большей степени ориентировался на министра финансов Алексея Кудрина. Уход Кудрина стал очередным ударом по лоббистским возможностям Резника.
Недавно Резник подготовил законопроект «О саморегулировании в банковской сфере». Проект предусматривает обязательство банков вступить в ту или иную саморегулируемую организацию (СРО), где должно быть не менее 300 участников, общий размер капитала которых составляет не менее 35% от совокупного капитала всех действующих банков. Такие организации, по замыслу автора законопроекта, должны будут взять на себя часть функций Банка России по надзору за банковской деятельностью. Эксперты отмечают, что при таком подходе может быть создана только одна СРО, которая и станет монополистом.
В зачете у депутата Мартина Шаккума 93 принятых законопроекта. Фото ИТАР-ТАСС |
Владимир Плигин, как признает он сам, отстаивает интересы адвокатского сообщества (в прошлом он – преуспевающий адвокат), а также малого и среднего бизнеса в части упрощения проверок. У него, как считается, хорошие отношения с Дмитрием Козаком, а также питерскими силовиками.
Олег Морозов, давно и тесно связанный с руководством Татарстана, лоббирует предоставление налоговых льгот и преференций этой республике, а также интересы нефтяников.
Депутат Коломейцев предложил более вдумчиво посмотреть на проекты законов, которые предлагает Мартин Шаккум. По мнению Коломейцева, «практически все они содержат нормы, в той или иной степени имеющие лоббистский характер».
Сфера интересов Мартина Шаккума чрезвычайно многообразна, особенно если учесть скромный изначальный «функционал» его комитета – строительство и земельные отношения: от работы над бюджетом до загадочного законопроекта об аквакультуре, где его комитет назначен соисполнителем.
На первый взгляд может показаться, что это «цветущее многообразие» – результат стремления депутата «засветиться» в работе над как можно большим числом законопроектов. Однако при более внимательном рассмотрении оказывается, что речь идет о принятии ряда системообразующих законов, закрывающих целые бреши в таких сферах, как иностранные инвестиции в стратегические отрасли, создание госкорпораций, госзакупки, введение саморегулирования в строительстве, водоснабжение и водоотведение, земельные отношения. Многие из этих законов предоставляют колоссальные преференции чиновникам.
«Вершина» лоббистской деятельности Шаккума – закон об организации проведения встречи глав государств – членов АТЭС. Этот закон предоставляет беспрецедентные возможности чиновникам, ответственным за проведение саммита, изымать земли под строительство, размещать госзаказы по упрощенной процедуре и осуществлять иные действия в интересах «социально близких» им строителей и девелоперов. По своим масштабам это вторая строительная площадка страны после олимпийских объектов в Сочи.
Считается, что за этим законопроектом стоит первый вице-премьер Игорь Шувалов, ответственный за проведение саммита АТЭС.
Через комитет Шаккума проходил и многострадальный закон о госзакупках (94-ФЗ). Примерно год назад Шаккум вступил в острый конфликт с правительством, настаивая на том, что 94-ФЗ после внесения бесконечных поправок стал неэффективен, коррупционен и нуждается в коренной переработке. Ему удалось склонить на свою сторону главу Министерства экономического развития (МЭР) Эльвиру Набиуллину, при том что Федеральная антимонопольная служба (поддерживаемая партией «Яблоко» и блогером Навальным) была готова внести в закон лишь косметические поправки, сохранив его «ядро» – обязательное использование электронных аукционов как единственной и универсальной процедуры размещения госзаказа.
Чашу весов в этом споре склонило Послание президента Федеральному собранию, где говорилось о необходимости создать новый, современный закон о госзакупках. Со своей стороны МЭР разработало Федеральную контрактную систему, которая во многом реализует предложения Шаккума. Теперь уход в небытие 94-ФЗ – вопрос времени.
Мартин Шаккум стал также одним из «идеологов» и лоббистов возрождения дорожных фондов; эта идея получила поддержку у президента и премьера и была встречена на ура руководителями дорожной отрасли. За этим начинанием отчетливо просматриваются интересы министра транспорта Игоря Левитина. Еще один плод их совместной деятельности – принятие закона о создании госкомпании «Автодор», которая занимается строительством платных дорог. Одна из них – Москва–Петербург на участке 15–58 км – пройдет через знаменитый Химкинский лес: за этим небесспорным проектом стоимостью в 66 млрд. руб. независимые экологи и эксперты усматривают интересы Аркадия Ротенберга.
Через комитет Шаккума проходят все законопроекты, связанные с развитием строительного рынка. Именно его усилиям строительная отрасль обязана отменой лицензирования и переходом к так называемому саморегулированию. В итоге произошло перераспределение колоссальных денежных потоков – от лицензирующих органов к руководству саморегулируемых организаций, при том что получить заветные допуски стало порой и сложнее, и дороже.
У Игоря Лебедева – пальма первенства по внесенным законопроектам от думской оппозиции. Фото PhotoXPress.ru |
Шаккум – автор закона о Фонде содействия жилищному строительству, который выставляет на аукционы земельные участки и осуществляет их подготовку к застройке, совмещая таким образом функции проводника интересов государства в строительной сфере и игрока на рынке. Любопытно однако, что в отношении руководства фонда пока не появлялось обвинений в коррупции.
Он также автор закона о Фонде ЖКХ с бюджетом в 240 млрд. руб. С его руководителем – Константином Цициным – депутат поддерживает дружеские отношения. Благодаря этому фонд получает все новые вливания из бюджета и продолжает свое существование много дольше изначально отведенного ему срока. Фонд запомнился скандалом вокруг баснословных премиальных, которые выписали сами себе г-н Цицин и его подчиненные.
С ЖКХ тесно связана такая масштабная и прежде неотрегулированная сфера, как водоснабжение и водоотведение, закон о ней, все того же автора, был принят «под занавес» работы Госдумы. Фактически речь идет о третьей по объему финансовых потоков, после энерго- и теплоснабжения, отрасли. Здесь просматриваются интересы «Альфа-групп» – владельца «Росводоканала» – крупнейшего оператора на этом рынке.
Вот уж точно: «Наш пострел везде поспел»!
Справедливости ради следует отметить, что среди законопроектов Шаккума в строительной сфере есть и социально ориентированные. К ним же можно отнести законы о стимулировании строительства жилья экономкласса, о бесплатном предоставлении земельных участков многодетным матерям и о бесплатном выделении земельных участков строительным кооперативам врачей, учителей и молодых ученых.
Один из последних законопроектов, разработанных депутатом Шаккумом, – о порядке безвозмездной передачи недвижимого военного имущества муниципалитетам и субъектам РФ. Трудно понять, каким образом этот законопроект преодолел «заграждения», выставленные Министерством обороны. К тому же, по данным «НГ», на законопроект поступило отрицательное заключение Совета безопасности.
Между тем газеты, Интернет и ТВ по-прежнему пестрят объявлениями о проведении аукционов по распродаже недвижимого военного имущества, в том числе имущества военных городков: при этом земли, на которых расположены объекты социальной инфраструктуры, «отрезаются» по периметру здания, после чего земельные участки продаются на аукционах, а сами здания передаются муниципалитетам.
Похоже, Министерство обороны еще не знает, что через несколько дней новый закон будет подписан президентом. Всего несколько строк этого закона, где говорится о «безвозмездной передаче в собственность субъектов Федерации зданий, сооружений и земельных участков» военных городков, поставят крест на многомиллиардном бизнесе чиновников Минобороны.
В ходе обсуждения федерального бюджета Шаккум заработал репутацию последовательного оппонента теперь уже бывшего министра финансов Алексея Кудрина, развивая «еретическую» с точки зрения монетарных принципов теорию о том, что самый эффективный путь борьбы с инфляцией – это реализация крупных инфраструктурных проектов за счет бюджетных средств. Каким образом такое возможно в условиях России с ее тотальной коррупцией, знает только сам автор этой теории. Во всяком случае, министра финансов он в ней так и не убедил. Тем не менее, выступая в Госдуме с «прощальным словом», Кудрин не забыл поздравить Шаккума с юбилеем и при этом отметил профессионализм депутата.
Кстати, среди прочего Шаккум – автор законопроекта «Об ответственном обращении с животными». На первый взгляд, это авторство нужно ему чисто для количественных показателей. Однако при более внимательном взгляде выясняется, что среди друзей Шаккума – известный актер и каскадер Александр Иншаков – президент Российской кинологической федерации. Нетрудно предположить, что и здесь главный думский лоббист усмотрел какие-то чрезвычайно важные «государственные» интересы.