Местным властям депутаты поручат создание новой милиции.
Фото Reuters
Сегодня в Госдуму может быть внесено предложение о корректировке так называемого 131-го закона – «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Этому уровню российской власти дается полномочие по созданию так называемой муниципальной милиции. В эти подразделения станут записываться активные граждане. Правда, они не получат ни оружия и повышенной зарплаты, ни права на оперативно-разыскную деятельность, ни широких социальных льгот, обещанных полиции.
Инициатива прозвучала вчера в ходе отчета руководства комитета ГД по законодательству о проделанной за четыре года работе. Появление законопроекта, разрешающего муниципалитетам создавать свою милицию, пообещал вчера первый зампред комитета Госдумы по законодательству Андрей Назаров. Вместе с губернатором Тульской области Владимиром Груздевым, который еще совсем недавно сам был на этой должности, они отчитались о работе комитета по либерализации Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов. Однако муниципальная милиция – это свежая инициатива, которую, отметил Назаров, предстоит воплощать в жизнь уже новым депутатам. Сам парламентарий, кстати, в шестой созыв не идет.
Тем не менее он считает, что идея правоохранительной структуры местного уровня вполне может быть поддержана. Правда, отметил депутат, согласовательной работы с администрацией президента и прочими властными инстанциями – в том числе и МВД – пока не было. Сейчас, по его словам, идет лишь первый этап – у муниципалитетов должно появиться соответствующее полномочие. Любопытно, что Груздев, у которого первый негативный опыт по применению многочисленных принимаемых в Москве законов уже, судя по всему, появился, сразу же стал идею критиковать. По его мнению, после того как регионы приступили к исполнению принятых решений о повышении зарплаты врачам и учителям, лишних денег у них – а значит, и у местных властей – просто нет. «Может быть, если только закон будет рамочным, чтобы каждый муниципалитет принимал решение исходя из своих финансовых возможностей».
Назаров согласился с этим, а на вопрос «НГ», прикидывал ли хотя бы приблизительно объем необходимых для появления муниципальной милиции денег, ответил отрицательно. Он объяснил, что местные милиционеры, скорее всего, даже не будут получать оружия. И тем более у них не будет права вести оперативно-разыскную деятельность. И, конечно, не получат они и повышенную ныне для полицейских зарплату, и специально утвержденный для полиции законом социальный пакет. То есть из его слов выходило, что мунмилиционерами смогут стать нынешние дружинники. Которых уже сейчас в стране около 400 тыс. и которыми, по статистике МВД, за последний год пресечено примерно 40 тыс. правонарушений. А есть еще разнообразные казаки, заметил он. Или вот дагестанские ополченцы, которых на днях Конституционный суд РФ признал равными ветеранам боевых действий.
Короче, сообщил Назаров, организации, участвующие сейчас в охране общественного порядка, смогут получить статус милиционеров и работать в связке с местной полицией: «Например, у нас в Башкортостане есть организации, которые традиционно обеспечивают порядок на массовых мероприятиях. Зачем же мы будем отдавать их в руки экстремистов или еще кого-то?» Он привел в пример США, где у общественников есть даже форма и патрульные машины. И вообще, по его словам, муниципальная милиция – как бы возвращение к историческим корням: в начале советской власти в милицию делегировались представители трудовых коллективов.
Стоит отметить, что прежние милиционеры явно не поняли бы той гордости за сплошную либерализацию уголовного закона, которой вчера просто лучились участники отчетного брифинга. Впрочем, у Груздева уже и в этом деле появился иной взгляд на положение вещей. Например, вспомнив о президентском законе о запрете на арест предпринимателей, губернатор вздохнул: «Хотя некоторых все-таки надо было бы сажать». Приговаривая, что у палки всегда два конца, Груздев привел пример из жизни Тульской области. Там есть несколько всем известных ловкачей, которые не по первому разу банкротят управляющие компании, предварительно, естественно, собрав с населения какое-то количество денег.