Декларации о расходах будут введены нескоро.
Фото PhotoXPress.ru
Дмитрий Медведев высказал сомнение в эффективности дополнительных средств борьбы с коррупцией – например, декларировании чиновниками своих расходов. Президент дал понять, что предложенных им в последние годы мер вполне достаточно. И что главное теперь – неотвратимость наказания. Эта новость прозвучала 19 ноября на встрече с представителями СМИ Приволжского федерального округа. Таким образом, Медведев продолжил серию предвыборных пресс-конференций с участием региональных журналистов. Значение им придается большое. Например, 11 ноября в Хабаровске президент заявил, что общаться с региональной прессой ему интереснее, чем со столичной. Потому что первая ближе к обычным людям.
Тогда Дмитрий Медведев отвечал на вопросы журналистов из Дальневосточного и Сибирского федеральных округов. Кремлевской пресс-службой было анонсировано, что это первая из серии встреч с региональными СМИ, запланированных на ноябрь. А президент объяснил, почему находит время для такого рода общения: «Я всегда люблю общаться с представителями региональной прессы вот почему – у вас всегда вполне разумные, абсолютно конкретные и очень близкие людям вопросы». Медведев указал, что это правильно, когда журналист ориентируется на народные запросы: «И в этом смысле позиции региональной прессы всегда ближе к позициям обычных людей, наших людей, чем, например, позиция столичной прессы». Против нее глава государства, конечно, тоже ничего не имел, но заметил, что «если, например, мне во время встречи задают одни и те же вопросы – о судьбе наших известных заключенных или о том, что мы делаем для расследования тех или иных преступлений, – это важно, но жизнь не сводится только к этому».
Центральные СМИ замыкаются в своей системе координат, а президенту, который сейчас возглавляет список партии власти, интереснее рассказывать о том, что за прошедшее время им сделано: «На мой взгляд (может, я ошибаюсь, конечно), миссия журналиста все-таки в другом, именно в том, о чем вы меня спрашивали». А спрашивали его и неделю назад в Хабаровске, и в эту субботу в Уфе о действительно интересных для избирательной кампании вещах. О помощи в решении проблем того или иного региона, о принятых по инициативе президента правильных законах, о строительстве шоссейных и железных дорог, о социальных программах и усилении финансовых основ местной власти. В общем, о всем том, на что у Медведева были вполне четкие ответы. Которые, конечно, подчеркивали, что власть в последние четыре года вовсе не дремала, а активно и эффективно действовала. И, кстати, намерена и впредь работать в таком же наступательном стиле.
Встречи президента с региональной прессой, конечно, не обходятся без общеполитических вопросов. И соответственно таких ответов, которые имеют общефедеральное значение. 11 ноября в Хабаровске Медведев высказался по поводу перспектив «Единой России». Напомним, что он, по сути, поставил результату партии власти на выборах минимальный предел. А вот верхнюю планку обозначать не стал. «В целом я считаю, что шансы у «Единой России» получить устойчивое большинство в Государственной Думе очень неплохие, потому что даже сейчас, хотя еще избирательная кампания только набирает темпы, ее поддерживают (в зависимости, конечно, от вида социологических исследований) от 45 до 50%. Но кампания идет, и все способны прирастить свои результаты, так что, я надеюсь, у «Единой России» будет мандат на управление, причем настоящий, уверенный мандат, и это будет хорошо», – сказал президент.
19 ноября Медведев высказался о борьбе с коррупцией. По его мнению, ввести для российских чиновников и других представителей власти обязательные декларации о расходах можно, «но делать это надо очень аккуратно». Потому что данный механизм «может превратиться в наших условиях либо в способ сведения счетов, либо в такую систему, которая сама будет провоцировать коррупцию: поделись с нами, иначе мы будем тебя преследовать всю жизнь за большие расходы». Президент указал на то, что в мире существует немного стран, где контролируются расходы. А вот доходы крайне строго отслеживаются везде, и именно на эту процедуру Медведев в первую очередь делает ставку: «Если же мы представим ситуацию, что соответствующие расходы должны подтверждаться доходами, – как можно доказать, что кто-то, например родственники, не дают дополнительные деньги».
То есть фактически в отношении расходных деклараций глава государства высказал тот же самый аргумент – священность принципа презумпции невиновности, который власть выдвигает и против немедленной ратификации статьи 20 антикоррупционной Конвенции ООН – о незаконном обогащении. Хотя Конституционный суд страны уже не раз постановлял, что ограничение конституционных прав граждан, идущих на госслужбу, Основному закону вполне соответствует.
Между тем Дмитрий Медведев четко заявил, что принятых по его инициативе мер – например, декларирования семейных доходов – для противодействия коррупции вполне достаточно. «Неотвратимость наказания – безусловное условие для того, чтобы борьба с коррупцией шла эффективно», – считает он. Для преодоления же лояльного отношения к коррупции в нашем обществе, по его словам, нужно просто увеличивать количество уголовных дел, доведенных до суда. «Важно, чтобы уголовное дело доходило до суда и заканчивалось приговором, а какой приговор – это уже вторичный момент, потому что суровость наказания у нас никогда не была главным моментом», – полагает глава государства. Можно предположить, что 19 ноября Медведев поручение правительству разработать закон о расходных декларациях если и не отменил, то, во всяком случае, приостановил. Напомним, что поручение это дал своим подчиненным премьер Владимир Путин.