0
1406
Газета Политика Интернет-версия

14.11.2011 00:00:00

Коммунисты и рейтинги

Вячеслав Данилов

Об авторе: Вячеслав Николаевич Данилов - политолог, главный редактор сайта Liberty.ru.

Тэги: ер, кпрф, коммунисты, рейтинги


До парламентских выборов осталось немногим более трех недель, и предвыборная ситуация начинает неожиданным образом меняться. На фоне рассуждений лидеров парламентской оппозиции о падении рейтинга «Единой России» последние социологические опросы фиксируют обратную тенденцию. Популярность партии власти снижаться перестала.

Но, пожалуй, самым важным итогом завершившейся предкампании, который во многом определил ход и характер первой недели агитации, стало появление пока узкой, но все-таки заметной новой электоральной группы. Поллстеры (ФОМ, ВЦИОМ) отметили некоторый рост недоверия и разочарования политическим предложением в легальном поле.

Само по себе появление «новых разочарованных» не является чем-то выходящим из ряда вон. Этот факт свидетельствует о том, что во время предкампании удалось несколько расшатать устойчивые электоральные предпочтения. Определенное снижение общей базы поддержки партий объяснимо ростом числа пока не определившихся. Люди, выпав из межэлекторальной спячки, заново знакомятся с новыми образами старых партий, и то, что они видят, им пока не особенно нравится. За этот несколько расширившийся кластер пока не определившихся с выбором 4 декабря пойдет борьба ближайших трех недель.

Впрочем, интересен не столько рост числа сомневающихся, сколько то, откуда они взялись, каково электоральное происхождение «новых разочарованных». В представленных ВЦИОМом данных пополз вниз рейтинг той партии, за которую, по мнению ряда политологов, намеревалась голосовать существенная часть протестного электората, – КПРФ. При этом рейтинги остальных партий остаются стабильными. Отмеченное социологами некоторое увеличение числа неопределившихся и отказывающихся голосовать не перетекло сразу же к другим оппонентам правящей партии, а зафиксировалось в качестве «новых разочарованных». Возможно, этот факт свидетельствует не только о том, что КПРФ перестала быть привлекательной для протестных масс, но и о том, что эти «новые разочарованные» ранее симпатизировали именно коммунистам.

Социологические замеры зафиксировали реакцию избирателей на момент старта агитационной кампании. Потеря рейтинга красноречиво свидетельствует о состоянии той или иной партии накануне финишного спурта. Что это значит для нее? Примерно то же самое, что штрафной круг для участника гонки.

Причины подобного «фальстарта» партийной кампании могут быть разнообразны – они могут быть как внутри партии, так и вне ее. Это может быть начало нового длинного цикла спада популярности, вызванного глубинными социальными процессами, ряд неудачных заявлений партийных лидеров или эффективная контрпропаганда конкурентов. Одно несомненно – падение рейтинга накануне агиткампании означает, что предкампания была людьми замечена, но получила негативную оценку.

Отношения партий с поллстерами чем-то напоминают отношение раковых больных к поставленному тяжелому диагнозу. За первым шоком и паникой после знакомства с цифрами следует агрессивное неприятие. Как и больной раком, отказывающийся верить врачу, партия не соглашается с данными социологических служб. Больной активно начинает искать выход – бежит к другому врачу, который, как правило, диагноз подтверждает. Затем больной обращается к различным представителям так называемой нетрадиционной медицины – дайте мне шанс! И различные шарлатаны любезно предоставляют «шанс» больному запустить свою болезнь.

Недоверие к рейтингам – характерная особенность российских партий левого фланга. Лидеры эсэров неоднократно выражали свое неудовольствие рейтингами партии. Но в отличие от «Справедливой России» именно КПРФ – идеальный раковый больной. Неоднократно коммунисты выражали недоверие официальным социологическим службам, прибегая к услугам сомнительных поллстеров. Их коммунисты находили сами непонятно где и объявляли «независимыми». Любовь к самостоятельному пересчету голосов КПРФ пронесла через всю свою историю. Время от времени коммунисты заявляют даже о проведении неких «референдумов», за которыми, впрочем, скрывается банальная агиткампания.

Пройдя через шок и неприятие, пробежав по всем знакомым колдунам и экстрасенсам, больной, если к тому моменту еще не отдаст концы, возвращается в онкологическое отделение. Так и коммунисты, пошантажировав публику найденными на социологической помойке цифрами, забывают о «независимых данных» и возвращаются к официальным рейтингам.

А ведь рейтинги отражают не только уровень поддержки партии со стороны населения. Они в том числе – хороший индикатор внутреннего состояния партий. Слегка упавшие коммунисты предъявили мало новых лозунгов, равно как и новых технологических ходов. Избиратели, в том числе симпатизирующие КПРФ, ждали от коммунистов совсем иного – нового, креативного, чегеваристого, наконец. Но Геннадий Зюганов и его товарищи этих надежд пока не оправдывают. Скорее всего уже начинает сказываться банальная усталость людей от «старых красных», которые, точно так же как и критикуемая ими «Единая Россия», ассоциируются с существующей в стране властью и являются такой же неотъемлемой частью политического ландшафта.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Утопить ненависть в море любви

Утопить ненависть в море любви

Евгений Лесин

Андрей Щербак-Жуков

Константин Кедров – настоящий поэт еще и потому, что поэзия для него прежде всего игра и головоломка

0
946
И розовый бантик

И розовый бантик

Вячеслав Харченко

Истории про бокалы для шампанского

0
482
Как волшебство уживалось с пуританством

Как волшебство уживалось с пуританством

Гедеон Янг

Про далекое эхо Средневековья

0
436
Когтистые лапы с плавниками

Когтистые лапы с плавниками

Анна Аликевич

Научный каталог мифологических существ

0
123

Другие новости