0
1851
Газета Политика Интернет-версия

11.11.2011 00:00:00

Хорошие планы и тяжкая реальность

Тэги: минюст, фсин


Государственная программа «Юстиция» разработана Минюстом России и размещена для общественного обсуждения на интернет-сайте ведомства. Действовать она должна до 2020 года и будет стоить государству более 2 триллионов рублей. Предполагается модернизировать буквально все. Но одна из главных задач программы «Юстиция» – это, конечно, завершение реформы уголовно-исполнительной системы. Приведенная к международному стандарту, она должна превратиться из карательной в реабилитационную. Из которой в общество должны будут возвращаться нормальные граждане. Правозащитная общественность красивые слова государственной бумаги разделяет, но просит все-таки доказывать их реальными делами.

На интернет-странице Минюста теперь можно прочитать очень интересный документ. Государственная программа под лаконичным названием «Юстиция» ставит своей целью до 2020 года провести коренные преобразования по всей правовой сфере. Тут и борьба с правовым нигилизмом и недоверием к юриспруденции как таковой. Тут и усиление роли и эффективности судебных приставов, а значит, и повышение количества безусловно исполняемых судебных решений. В программе, конечно, говорится и о самих госорганах, которые тоже должны стать более эффективными, имеющими четкую систему обратной связи с населением. Увеличение на душу населения количества адвокатов и нотариусов, создание системы бесплатной юрпомощи для малоимущих и иных социальных категорий – это тоже часть программы «Юстиция». До пресловутого 2020 года на все это предлагается потратить около 2,2 триллионов рублей.

Одним из направлений большой госпрограммы и, возможно, одним из самых важных ее частей является, конечно, реформирование уголовно-исполнительной системы (УИС). Напомним, что здесь преобразования идут уже довольно давно. Начавшись сразу же после того, как Федеральную службу исполнения наказаний (ФСИН) чуть более двух лет назад возглавил ныне генерал-полковник внутренней службы Александр Реймер. Он уже провел ряд мер, которые специалистами приветствовались – например, произвел распределение заключенных по категориям так, чтобы опытное тюремное население не могло отрицательно влиять на новичков. Однако в программе «Юстиция» перед ФСИН ставятся еще более масштабные задачи. Скажем, доведение российской пенитенциарной системы до международных стандартов в объеме 100 процентов.

Сам Минюст при этом одним из главных рисков в отношении этого плана называет возможный недостаток финансирования. И действительно, если поглядеть на имеющиеся в госпрограмме цифры, то нетрудно заметить, что из тех самых 2,2 трлн. на реформы УИС идет всего-то 76,5 млрд. Реальное состояние тюрем и колоний, а также содержащегося в них контингента, судя по всему, надо тоже отнести к серьезным факторам риска. Так, по данным самого МЮ, 92 процента – 700 тысяч – от всех заключенных больно теми или иными болезными. Из содержащихся под замком примерно 800 тысяч 500 тысяч склонны к деструктивному поведению. А еще более 80 процентов не имели никаких трудовых навыков перед своим попаданием за решетку. Чуть более 10 процентов зэков даже грамоте еле-еле обучены.

И вот на таком-то безрадостном фоне государство ставит перед собой поистине грандиозную задачу. Вот прямая цитата из программы «Юстиция»: «С учетом состояния здоровья и социальных характеристик осужденных УИС предстоит преобразовывать, по сути, в реабилитационную систему, способствующую физическому и духовному оздоровлению осужденных, приобретению необходимой профессии и образования, возвращению обществу законопослушных и дееспособных граждан». Однако, как оказывается, есть еще и дополнительные факторы риска. А именно, менталитет тех, кто должен все эти большие планы осуществить.

Скажем, на днях тот же глава ФСИН Александр Реймер посетил Канскую воспитательную колонию в Красноярском крае. В ней проходит эксперимент по ее превращению в современный – соответствующий всем стандартам – воспитательный центр для несовершеннолетних. И внешняя его сторона до стандартов, видимо, была доведена – благодаря качественному ремонту. Но вот Реймеру не понравилось отсутствие на окнах решеток, а на входах – железных дверей. «Колонии в ходе реформирования не должны становиться санаториями», – констатировал он.

Глава движения «За права человека!» Лев Пономарев считает: «этой фразой Реймер показал, что он не подходит для того, чтобы проводить такие реформы». Кстати, правозащитник приветствовал прекрасные фразы из госпрограммы «Юстиция». «Мы сами их говорим давно, да и сейчас готовы сказать их при каждом удобном случае». Однако Пономарев указал на то, что высказывание Реймера и эти фразы из программы – это явно конфликтные высказывания. И добавил: «Нам бы, конечно, хотелось, чтобы в этом споре победила точка зрения Минюста, но пока реальность подтверждает точку зрения Реймера».

Пономарев отметил, что за красивыми словами правозащитники видят очень мало настоящих дел, а то наблюдают и вообще их полное отсутствие. При этом, сказал он, уровень насилия в колониях уже при новом начальстве ФСИН только повысился. А представителей общественности, компетентных в проблемах УИС, в госорганах не слушают. «Вот мы пытаемся проводить программу по трудоустройству бывших зэков, но без соответствующих ресурсов у нас получается плохо: работодатели их не берут. А сами ресурсы государство нам не дает».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Среди микрозаемщиков все больше молодых и перспективных

Среди микрозаемщиков все больше молодых и перспективных

Анастасия Башкатова

Для одних быстрые кредиты – способ создать видимость престижного потребления, для других – уже зависимость

0
1111
Под выборы в Госдуму-2026 КПРФ открывается радикализму

Под выборы в Госдуму-2026 КПРФ открывается радикализму

Дарья Гармоненко

Системная партия пошла в суды для защиты своих кандидатов и политзаключенных

0
987
Эрдоган не хочет передавать С-400 под контроль Пентагона

Эрдоган не хочет передавать С-400 под контроль Пентагона

Игорь Субботин

Турции становится все труднее лавировать между Америкой и Россией

0
1170
Судебная экспертиза отменила принцип состязательности сторон

Судебная экспертиза отменила принцип состязательности сторон

Екатерина Трифонова

Адвокаты продолжают безнадежную борьбу с обвинительным уклоном государства

0
1109

Другие новости