0
1518
Газета Политика Интернет-версия

31.10.2011 00:00:00

"Большое правительство": пять плюс

Леонид Поляков

Об авторе: Леонид Владимирович Поляков - доктор философских наук.

Тэги: модернизация, правительство


Одна из ключевых задач модернизации России – создание современной, эффективной и демократичной управленческой системы. Современной в смысле адекватности тем вызовам и задачам, которые время ставит перед страной. Эффективной по способности обеспечить глобальную конкурентоспособность страны. Демократичной в смысле воплощения в повседневную практику конституционной нормы народовластия.

Именно для решения этой триединой задачи и была сформулирована президентом Дмитрием Медведевым идея «большого (иначе – «расширенного») правительства». Почему и каким образом это поможет модернизации системы управления страной?

Для начала важно различить разные смыслы самой идеи модернизации правительства. В узкотехнологическом смысле она может быть понята как оснащение управленческого корпуса передовыми информационными технологиями. Это известный проект «электронного правительства». Дело необходимое, но содержательно проблему модернизации отнюдь не решающее.

Информационные технологии – только средство для более скоростной и более качественной обработки информации. А главный вопрос эффективности любой управленческой системы – откуда и каким способом она получает информацию, переработка которой и дает на выходе адекватные управленческие решения. Идея «большого правительства» отвечает непосредственно на этот вопрос. Она ставит задачу модернизации не как бюрократически инструментальную, а как политически содержательную. И в этом ее принципиально инновационный смысл.

Нынешний формат российской управленческой системы, похоже, неадекватен современным вызовам. Главная проблема в том, что управленческая парадигма нулевых, ориентированная на жесткий порядок после хаотического беспредела 90-х, реализована полностью. И исчерпала собственный потенциал развития.

Она идеально срабатывала в ситуациях форс-мажоров и кризисов с помощью максимальной концентрации властных ресурсов и включения режима «ручного управления». Но, создав контекст социально-политической и экономической стабильности, перестала отвечать на принципиально новый запрос этого самого контекста.

А новый запрос состоит в том, что все большее число прежних объектов управления – региональный и муниципальный уровни власти, партийная система, разномасштабный бизнес, организации гражданского общества, экспертно-аналитические сообщества (интеллектуалы) – хотят и могут включаться в управленческий процесс в качестве если не равноправных субъектов, то продуктивных соавторов. Среда «управляемых», защищенная простроенной (пусть еще на живую нитку) новой государственностью от непредсказуемых квазивластных импровизаций, вполне естественно предъявляет свою готовность работать в партнерстве с «управляющими». И притом на общую цель – максимальную общественную эффективность этой самой государственности.

Как «большое правительство» Дмитрия Медведева может способствовать достижению этой цели? Для ответа на этот вопрос нужно прежде всего четко определить, что такое эффективность системы управления и по каким параметрам она может замеряться. И не вообще, а в обществе, для которого принципы демократического самоуправления являются фундаментальными ценностями.

Первым таким параметром может считаться наличие обратной связи в качестве системного признака. Нынешняя ситуация, когда президент должен контролировать расписание работы столовой и трамвая на Челябинском металлургическом комбинате, наглядно демонстрирует, как тут обстоит дело. Именно формат «большого правительства» может помочь решить эту проблему, чтобы создать постоянную петлю обратной связи.

Если в этой части деятельность «большого правительства» окажется успешной, то можно будет переходить к следующему параметру – транспарентности. Огромным минусом нынешней управленческой системы является ее фактическая закрытость. Прямой результат этого – отчуждение людей от власти. В случае, когда актуальные общественные запросы формируются общественными же субъектами управления, когда судьба каждого такого запроса находится под контролем кровно заинтересованных в адекватном решении общественно-политических и гражданско-экономических институтов, то и процесс принятия решений, и само их исполнение становится публичным.

Выполнение условия транспарентности тесно связано с необходимостью включения такого параметра эффективности управленческой системы, как ее репрезентативность. Для нашей страны этот момент особенно важен, поскольку сокращение количества выбираемых напрямую властных должностей неизбежно порождает массовое ощущение, что чиновники представляют во власти не людей, а самих себя. Или высшее начальство.

Поэтому открытое, публичное, легко удостоверяемое участие новых управленческих субъектов в формате «большого правительства» должно стать наглядным доказательством того, что в его деятельности находят свое продуктивное представительство самые разные социальные группы.

Если и по этому параметру достигается эффективность, то чрезвычайно важным становится следующий параметр – легитимность, сообщаемая управленческой подсистемой политической системе в целом. Дело в том, что люди в массе своей в основном имеют дело именно с исполнительной властью. Свои ощущения от взаимодействия с управленческим аппаратом они неизбежно переносят на всю властную конструкцию. Таким образом, оценка работы чиновничества населением становится абсолютно критичной для легитимации всей российской государственности.

Логично предположить, что информативность, транспарентность, репрезентативность «большого правительства» будут способствовать восприятию его как действительно эффективного. И, следовательно, более легитимного.

Пятый важнейший параметр – это, несомненно, способность правительства продуктивно взаимодействовать с законодательной властью с целью обеспечения нормативно-правовой базы для модернизации во всех сферах жизни общества. И здесь ключевой становится роль «Единой России» уже не как партии власти, а именно как правящей партии. Как полноценного соучастника «большого правительства». Будучи самой массовой партией, она должна быть способна выполнять функции посредника и коммуникатора между людьми и властью.

Что же мы получим, если по всем этим пяти параметрам «большое правительство» заработает как эффективное? В чем, как говорится, будет плюс?

Во-первых, мы сможем выйти на тот уровень демократизации политической системы, который будет соответствовать сущностным запросам россиян. Это и будет та демократия, которая замеряется самоощущением самих граждан. То есть демократия реальная и действующая.

Во-вторых, выполняя условия информативности, транспарентности, репрезентативности и легитимности, управленческая система будет создавать и благоприятную среду для предпринимательства. Иными словами – это и будет процессом создания необходимых для бизнеса институтов, в котором основным генератором выступит именно «большое правительство». Уже только лишь поэтому стоит попробовать.

Продолжение темы


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Редакция НГ-Религий

Синод РПЦ разжаловал бывшего главного церковного дипломата

0
1574
Что будет с экономикой России после СВО?

Что будет с экономикой России после СВО?

Максим Максимов

Для стран будут актуальны не только социальные и политические вызовы

0
1308
Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Дарья Гармоненко

На государственном канале вышло итоговое интервью лидера КПРФ

0
1708
Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Екатерина Трифонова

Уголовные дела возвращают прокурорам, а страну – к советскому правосудию

0
1658

Другие новости