США выпали из маршрута российского парусника по 17 странам АТЭС.
Фото РИА Новости
Парусник «Надежда», который совершает тихоокеанский поход, приуроченный к саммиту АТЭС-2012, отказался зайти в порт Сан-Франциско. МИД РФ успел предупредить экипаж о возможном аресте судна в связи с решением американского суда по делу о библиотеке Шнеерсона.
Парусник «Надежда» поменял заранее намеченный курс: не зашел в порт Сан-Франциско и направляется в мексиканский порт Энсенада, сообщила вчера пресс-служба Морского государственного университета имени Г.И.Невельского во Владивостоке, которому принадлежит судно. По словам помощника ректора по организационной и международной деятельности и координатора тихоокеанского рейса «Надежды» Алексея Буякова, причиной смены курса судна стала директива от министра иностранных дел Сергея Лаврова, поступившая 21 октября.
МИД предупредил руководство университета о высокой вероятности ареста судна в портах США. Связано это с тем, что в октябре вступило в силу решение федерального суда округа Колумбия по иску американской общины любавических хасидов Agudas Chasidei Chabad к России.
Как рассказал «НГ» бывший министр культуры СССР, председатель комитета по культуре Мосгордумы Николай Губенко, хасидская община Agudas Chasidei Chabad со штаб-квартирой в Бруклине (Нью-Йорк) с 1989 года требует от нашей страны передачи им нескольких тысяч книг, фолиантов, документов и рукописных материалов, считающихся иудейской святыней. «Я был первым министром, который принял удар от хасидов, не желавших и слышать о том, чтобы открыть в Смоленской области мемориал, куда бы приезжали евреи со всего мира поклониться святыням», – вспоминает Губенко.
В августе 2010 года федеральный судья округа Колумбия Ройс Ламберт вынес решение в пользу истцов, обязав Россию передать хасидам их реликвии. По его мнению, все они хранятся в Российской государственной библиотеке и военном архиве «незаконно», и хасидам удалось доказать правомерность своих претензий. Российская сторона выразила недоумение по поводу такого решения. МИД РФ счел вердикт «ничтожным с правовой точки зрения» и нарушающим принципы международного права.
В июле 2011-го суд разрешил Agudas Chasidei Chabad приступить к исполнению решения по ее иску к России. Он предоставил Москве дополнительные 60 дней, чтобы ответить на уведомление о возможных санкциях в том случае, если книги и документы не будут возвращены.
Спор идет о библиотеке раввина Йозефа Ицхака Шнеерсона, насчитывающей 12 тыс. книг и 50 тыс. документов. Раввин из местечка Любавичи на территории Смоленской области начал собирать ее в 1772 году. В 1918-м власти национализировали часть коллекции, а наиболее ценные материалы разместили в библиотеке. Спустя 16 лет один из потомков Шнеерсона эмигрировал в Польшу и вывез часть документов, которые потом попали к нацистам, а затем – якобы вновь в Россию.
«Споры о возврате культурных ценностей в мировой практике не редкость, – сказал «НГ» председатель правления «Московского юридического агентства» Алексей Линецкий. – Поэтому необходимо рассмотреть возможность обжаловать решение суда. Как правило, такие возможности есть: в США подобные споры длятся годами. Вопрос в том, насколько активны министерства и ведомства РФ, отвечающие за сохранность культурных ценностей, в защите наших интересов. Надо настроиться на весьма изнурительную тяжбу, ибо американцы руководствуются национальным законодательством, игнорируя российские законы и многие международные договоры. Но игра стоит свеч. Иначе наши парусники, не говоря уже о художественных коллекциях, не попадут в США до тех пор, пока они рискуют попасть под арест».
В России, судя по всему, уже объявлен запрет на вывоз предметов искусства в США, ибо они могут быть использованы в качестве обеспечительной меры для выполнения судебного решения. Так, выставка «Дары султанов» прошла в Хьюстонском музее изобразительных искусств без ключевых экспонатов из России. Несколько картин не прибыли и в Метрополитен-музей, что обеднило выставки Сезанна и европейской камерной живописи ХIХ века.
Как пояснила «НГ» замминистра культуры РФ Екатерина Чуковская, «после решения суда мы разослали письма в подведомственные организации с уведомлением о возможных проблемах с ввозом и, главное, вывозом культурных ценностей». По словам замминистра, в деле библиотеки Шнеерсона российскую сторону представляли американские адвокаты. Они апеллировали к тому, что спор не должно решать американское правосудие. Тем более что библиотека никогда не покидала территорию России, как это утверждают хасиды. О том, что библиотека какое-то время пребывала за границей, никогда не слышал и Губенко.
«Когда мы поняли, что нашу точку зрения суд не разделяет, мы вышли из процесса, – сказала Чуковская. – Мы свои возможности исчерпали. В итоге был вынесен вердикт, не допускавший дальнейшего обжалования. Теперь усилия предпринимаются на дипломатическом уровне».
Источник в российском МИДе подтвердил, что вопрос о библиотеке Шнеерсона регулярно поднимается на переговорах с Госдепартаментом и общественными организациями США. «Мы говорим о тупиковой атаке на нас по этому вопросу, поскольку она существенно ущемляет культурные и гуманитарные обмены. Выходом из ситуации должно стать заключение отдельного договора, гарантирующего полную неприкосновенность российского госимущества, перемещаемого в США. Мы готовимся к соответствующим переговорам с американской стороной», – сообщил источник.