Свершилось. Государственная Дума приняла во втором чтении законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Законопроект был абсолютно негодным и вызвал резкие возражения всех, кто только имеет отношение к здравоохранению. Молчали только «простые граждане», здоровые и больные. Они закричат, когда последствия этого закона ударят им под дых.
Несмотря на несколько этапов исправления, законопроект остался негодным и ко второму чтению – в этом убеждено врачебное сообщество, об этом заявляет Пироговское движение врачей. Минздравсоцразвития до этого устами министра и других руководителей твердило, что законопроект хорош, что без принятия проекта наступит катастрофа, модернизация здравоохранения остановится, врачи не получат зарплаты. Теперь Минздрав и председатель комитета Госдумы по здравоохранению заявляют, что все уже доработано и согласовано со всеми – консенсус якобы. Но даже на последнем обсуждении законопроекта 17 октября не было никакого консенсуса.
В огромном законе – почти «кодексе здравоохранения» – так много ошибок, что я нисколько не сомневаюсь, что в ближайшие годы его придется сильно менять. Он надолго останется памятником глупости, бездушию и некомпетентности.
Один пример. Статья 18 проекта летом 2010 года гласила: «При оказании медицинской помощи граждане имеют право 5) на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами». Я хотел бы посмотреть на чудака, который будет облегчать боль недоступными средствами! После того как более года я при каждом обсуждении указывал на эту глупость, в том числе на заседаниях в Совете Федерации и Думе, статью изменили. Теперь в статье 19 пункта 4 признается право пациента на «4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами».
Применительно к другой помощи законопроект указывает на необходимость ее оказания в соответствии со стандартами и порядками. Смешно было бы записать, что туберкулез лечится «доступными средствами». А вот про боль – можно. На Руси сегодня законно для медицинских целей применяется обезболивающих в 30–40 раз меньше на душу населения, чем в развитых странах. Нашими законодателями создан такой режим, что аптекари боятся держать у себя эти средства, врачи не хотят выписывать, а больные не могут получить. Вся система построена так, чтобы мучающийся от болей человек не мог получить обезболивания.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует дозу обезболивающего средства подбирать человеку индивидуально, а наши бюрократы ограничивают суточную дозу. ВОЗ рекомендует, чтобы обезболивающее выписывал только лечащий врач, а наши бюрократы связывают его с получением визы заведующего отделением, ограничивают срок действия рецепта, количество отпускаемого за один раз препарата. Наконец, нашим больным дают только самый дрянной препарат для обезболивания. Депутаты, наверное, надеются, что уж им-то и их родственникам обезболивание будет предоставлено правильное.
Сопротивляясь даже совершенно очевидным поправкам, предлагаемым экспертным сообществом, Минздравсоцразвития и Госдума пошли на поводу у клерикальных ортодоксов и ограничили права российских женщин на прерывание беременности. Теперь женщина уже не сможет получить помощь по мере обращения. Ей придется ждать дополнительно – неделю и, может быть, даже больше. В это время она будет принуждена выслушивать так называемого психолога и ее будут принудительно заставлять смотреть на ультразвуковой аппарат, который покажет ей плод в матке, – об этом уже позаботился Минздрав.
В результате аборты будут делаться позже, что обязательно приведет к увеличению числа осложнений. Минздраву наплевать на то, что в стране аборты делают устаревшими методами, болезненными, ведущими к осложнениям. Главная цель – унизить женщину, лишить ее свободы в получении медицинской помощи, поставить в зависимость от православных психологов, которые с помощью методов, заимствованных у американских католиков, постараются причинить женщине максимальные страдания.
Стране нужна разработка концепции развития здравоохранения. Приоритеты и стратегия здравоохранения – не исключительное право чиновников. Это должны решать граждане в широком обсуждении, желательно – на референдуме. 27–28 октября в столице состоится Пироговский съезд. Его участники намерены сформулировать стратегию профессионального врачебного движения в России. Я не сомневаюсь, что принятый закон резко ограничивает возможности для нормального взаимодействия государственной власти и профессионалов здравоохранения и толкает врачей к конфронтации. То, что врачам пообещали вернуть бесплатные дрова, – это хорошо, но мало, поздно, да и не лечится система такими подачками. Систему надо менять.