Борис Грызлов сдержал обещание, обсудив спорный законопроект на заседании фракции ЕР.
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)
Пути совершенствования уголовного законодательства были рассмотрены вчера на специальных парламентских слушаниях. Мероприятие, впрочем, практически сразу же свелось к двум позициям. Во-первых, к плохому правоприменению. А во-вторых, к критике обсуждающихся в Думе законопректов и очередного президентского пакета по либерализации Уголовного кодекса. А также правительственного предложения по борьбе с фирмами-однодневками. Вчера, кстати, стало ясно, что ГД не станет оправдываться после того публичного разноса, который на прошлой неделе устроил депутатам Дмитрий Медведев.
Парламентские слушания «Об основных направлениях совершенствования уголовного законодательства РФ» собрали вчера в Госдуме солидную аудиторию.
Ведущие депутаты, члены Общественной палаты и президентского Совета по правам человека, представители юридической науки – как гражданской, так и ведомственной, чиновники различного уровня вплоть до весьма высокопоставленных сотрудников кремлевской администрации. Все они собрались для того, чтобы решить, достаточно ли тех изменений в уголовном законодательстве, которые уже сделаны или вот-вот окажутся принятыми. Или же надо двигаться дальше и дальше – скажем, к новым Уголовному и Уголовно-процессуальному кодексам. Более гуманным, либеральным и по-современному прописанным.
Впрочем, идею писать что-то новое все участники слушаний тут же хором и похоронили. А вообще-то это мероприятие очень скоро свелось к утверждению, по сути дела, двух вещей. Во-первых, что в России правильное правоприменение даже самого либерального и гуманного уголовного закона вовсе не гарантировано. Что уголовная репрессия давно стала для правоприменителей чуть ли не главным средством зарабатывания на жизнь. А во-вторых, все приглашенные на слушания специалисты, как сговорившись, обрушились с критикой на намеченное в ноябре второе чтение очередного президентского пакета по либерализации УК. И тут большую роль сыграло поведение главного советника Государственно-правового управления президента РФ Михаила Палеева.
Ведь после общих вступительных слов право выступить получил первый заместитель председателя Верховного суда РФ в отставке Владимир Радченко. Он подверг разбору президентские инициативы по изменению УК с точки зрения их положительного влияния на предпринимательскую активность в стране. Эксперт никаких особых перемен в судьбе бизнесменов, особенно мелких, не увидел. И последний медведевский законопроект, указал он, тоже большой пользы не принесет. Палеев стал выступавшего перебивать и сомневаться в статистике, им изложенной. Столпам российской юриспруденции это явно не понравилось и больше ни одного хорошего слова о президентской идее на слушаниях в принципе не прозвучало.
Критиковала его и глава правозащитного движения «Сопротивление» Ольга Костина – от имени и по поручению Общественной палаты. И научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. Который сказал, что в правовых тонкостях разбирается не слишком хорошо, но вот настроение предпринимателей знает гораздо лучше. Именно от него прямо прозвучало, что давление правосудия имеет существенное значения для развития экономики. Ясин предупредил, что если оно сохранится и дальше, то о росте в 6–7% можно и не мечтать. Любопытно, кстати, что и сам Палеев с этим не спорил. По его словам, «возможности законодателя по исправлению ситуации практически приближаются к концу». Он уверен, что вина на нынешней, плохой для бизнеса, ситуации на 90% лежит на «уродливом правоприменении», которое полностью противоречит первоначальному замыслу законодателя.
Президент Московской коллегии адвокатов Генри Резник припомнил ярчайшее тому подтверждение. По его мнению, одобренная Госдумой идея президента записать в УПК список тех экономических статей УК, по которым нельзя арестовывать, – это «жест отчаяния законодателей» и подтверждение тому, что с правоприменителями никто справиться не может.
Точку поставило выступление председателя некоммерческого партнерства «Бизнес Солидарность» Яны Яковлевой. Она буквально возопила – о какой гуманизации УК, мол, вы тут говорите? «Гуманизация будет, когда судья перестанет пить чай с прокурором и не будет спрашивать у него совета, что написать в приговоре». То есть без резкого изменения ситуации в судебной системе, по ее мнению, никакие новые поправки в УК не помогут. Тем более, уверила она, что не все они на самом деле направлены на либерализацию уголовного закона.
Тут Яковлева перешла к самой горячей новости последних дней – публичному разносу, который на прошлой неделе устроил Госдуме президент Дмитрий Медведев за то, что та долго тянет с утверждением правительственного закона об уголовной ответственности за создание фирм-однодневок. Заявив, что принимать его вообще нельзя, потому что с его помощью возвращается уже отмененная по распоряжению того же президента прежняя статья УК о лжепредпринимательстве. Которая как раз и использовалась для давления на бизнес.
Зампред комитета ГД по законодательству Андрей Назаров тут же сообщил, что все-таки в первом чтении проект приниматься будет. Кстати, вчера, как и обещал ранее председатель ГД Борис Грызлов, единороссы обсудили ситуацию на президиуме своей фракции.