0
2658
Газета Политика Интернет-версия

17.10.2011 00:00:00

Правительственная палата Дмитрия Медведева

Тэги: ер, медведев, правительство, власть


ер, медведев, правительство, власть Дмитрий Медведев поговорил со своими сторонниками.
Фото РИА Новости

В субботу президент Дмитрий Медведев провел встречу с весьма разноплановой аудиторией. В центре Digital October собрались деятели культуры, представители интернет-сообщества, средств массовой информации, науки и бизнеса. Глава государства еще раз объяснил решение тандемом проблемы-2012. И сообщил, что не уйдет из политики, поскольку чувствует свой долг перед теми, кто его поддерживает. В практической области Медведев предложил развернутую программу преобразований в будущем правительстве. Эксперты выдвигают различные версии причин, побудивших президента вернуться к теме мартовских выборов.

Первое важное обстоятельство. Медведев выступал перед аудиторией, близкой ему по духу: «Все, кто собрались здесь, - это люди, которые хотят видеть нашу страну меняющейся, то есть те, кто выступает за модернизацию нашего общества, нашего государства. Стало быть, вы – мои сторонники».

«Политика – жесткая штука»

Именно своим сторонникам он снова попытался объяснить, почему, во-первых, остается в политике и, во-вторых, отказывается от президентских амбиций: «И я, и премьер-министр Владимир Путин – мы ответственные люди. Поэтому, знаете, когда говорят, что они там где-то в лесу, на рыбалке встретились, там все поменяли, вот такую конфигурацию выработали, вышли на съезд – это все не так. На самом деле – это результат достаточно долгого анализа». Медведев прямо говорит о том, что был поставлен перед выбором: «Политика – довольно жесткая штука, можно очень быстро потерять очки, и тогда вообще вопросов никаких не будет ни по поводу президентства, ни по поводу того, чтобы, скажем, предвыборный список возглавлять».

Затем он повторяет свой старый тезис о решающем значении рейтинга при определении, кто из тандема пойдет на выборы. Это место в выступлении президента выглядит не слишком убедительным: именно ссылка на рейтинги больше всего раздражает граждан, воспринявших его как подмену волеизъявления докладами нескольких социологов. Мало того, президент продолжает эту мысль, вдаваясь в объяснения еще менее убедительные: «С точки зрения наших подходов мы очень близкие люди, а в повседневной жизни мы... действительно не конкуренты, а близкие товарищи и друзья. Двадцать лет уже. Иначе бы никакой моей политической карьеры в Москве не было... Почему-то многие считают, что любой человек, ставший президентом, должен молотить вокруг, уничтожая тех, кто помогал ему в политической карьере, в жизни. Но я не так воспитан и считаю, что это правильно».

С одной стороны, Медведев всячески подчеркивает, что он за стабильность, что они с Путиным единомышленники. А с другой – глава государства выдвигает идею так называемого «большого правительства», куда войдут представители различных общественных сил. Сразу рождается множество вопросов: что это будет? Филиал Общественной палаты? Или Общественная палата станет придатком «малого», то есть единственно легитимного и ответственного кабинета министров?

И это не единственная неясность. Куда девается в этой схеме парламент? А политические партии? Тоже войдут в «большое правительство» – но в каком качестве: им придется отказаться от традиционных способов участия в политике? В мировой политической культуре давно действует такой важный механизм государственного саморегулирования, как теневое правительство, представляющее оппозицию, время от времени сменяющую у власти руководство страны. И никто не мешает действующему правительству заручиться поддержкой абстрактной «общественности», но формализация этого союза противоречит линии на выстраивание в стране партийной системы.

Между тем на некоторых участников встречи выступление Медведева произвело благоприятное впечатление. Директор Пермского музея и член Общественной палаты Марат Гельман, к примеру, понял речь президента как заверение его сторонников в том, что курс на модернизацию сохранится.

Собеседник «НГ» высоко оценил то, что Медведев не уходит из политики: «У нас ведь монархия в голове... Есть много людей, которые хотят похоронить идеи модернизации, не допустить изменений в политике». В то же время Гельман весьма скептически относится к намерениям Медведева трансформировать «Единую Россию», список которой он возглавил: «Создание Народного фронта уже показало, как партия власти принимает в штыки все попытки ее усовершенствовать».

Выдох на финише

Политики считают выступление Медведева предвыборным ходом в кампании «Единой России». И не слишком охотно его комментируют.

Лидер КПРФ Геннадий Зюганов вчера вообще оказался «не в курсе» выступления президента и отослал «НГ» за комментариями к своим соратникам. Его заместитель, член ЦК КПРФ Олег Куликов увидел в выступлении Медведева предвыборный пиар партии власти: «Это рефлексия политика, который чувствует себя «хромой уткой». Медведев понимает, что огромное число граждан разочаровано итогами съезда ЕР. И хочет перед выборами перетянуть их в лагерь партии власти». Идея «большого правительства» Куликову кажется абсурдной: «Какой контроль? Силовики ведь подчиняются президенту! У Путина по-настоящему будет карт-бланш на деятельность правительства – и «малого», и «большого».

Не стал комментировать речь Медведева, сославшись на занятость, глава фракции ЛДПР в Госдуме Игорь Лебедев. А либерал-демократ Сергей Иванов, тоже усмотревший в выступлении главы государства предвыборный мотив, лаконично заметил: «Президент просто хотел показать, что у нас в стране все хорошо».

Лидер «Яблока» Сергей Митрохин вчера был недоступен для комментария, как и один из организаторов нового СПС Леонид Гозман. А член политбюро партии «Правое дело» Борис Надеждин нашел в позиции Медведева «психоаналитический аспект»: «Президент испытывает огромный дискомфорт от ситуации. Я видел выражение его глаз на съезде ЕР – происходящее его явно расстраивало. И расстраивает до сих пор. Встретившись с единомышленниками, Медведев пытался выдохнуть...»

Роковое опоздание

Член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров отчасти солидарен с Борисом Надеждиным: «Похоже, решение, объявленное на съезде ЕР 24 сентября, было для президента достаточно неожиданным. Чтобы оно показалось более основательным, потребовалось его разжевывать, развивать». Кроме того, замечает собеседник «НГ», Медведев таким образом пытается входить в роль лидера «Единой России», что кажется ему сегодня важным: «Но и для него, и для партии это большая проблема. Потому что заменить Путина Медведевым в ЕР невозможно. Партийная бюрократия такого размена не примет».

Сильно запоздавшим назвал выступление главы государства глава фонда «Эффективная политика» Глеб Павловский: «Это самое противоречивое выступление Медведева. Таким оно должно было быть два года назад – в октябре 2009 года, после статьи «Россия, вперед!». Тогда оно прозвучало бы несомненно как призыв к электоральной поддержке. И этот призыв безусловно сформировал бы ощутимую коалицию вокруг Медведева – и не обязательно враждебную Путину. Но этого не было сделано». Речь Медведева, по мнению эксперта, очень похожа на письмо Онегина к Татьяне.

Однако выступление главы государства, убежден собеседник «НГ», имеет политический смысл: «Медведев пытается вернуть прежних избирателей и перетащить их в группу поддержки «Единой России»: «Это было бы совершенно правильно, если бы было возможно. Но как раз своими заявлениями 24 сентября Медведев, как видно из опросов общественного мнения, потерял большинство именно этих избирателей, которые были верны ему».

Зачем тогда президенту это выступление? Возможно, допускает собеседник «НГ», перед нами сигнал к перестройке путинской системы, начатой с образованием Народного фронта: «Медведев здесь действует самостоятельно, но в определенном коридоре. Перестройка – это такой процесс, когда лидер, чтобы сохранить управляемость, вынужден предоставлять свободу своим ближайшим сторонникам – чтобы сбросить пар в системе». А о том, что этот пар накопился, свидетельствует недавнее заседание РСПП, где Александр Шохин и Владимир Якунин выступали с более революционными заявлениями, чем Игорь Юргенс, напоминает Павловский: «Медведев дважды повторил – «берите власть». А это чисто перестроечный концепт».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1839
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1567
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1357
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
989

Другие новости