Судей будут экзаменовать не только их коллеги, но и общественники.
Фото Михаила Мордасова/PhotoXPress.ru
Судебную систему страны ожидает очередная реформа. А точнее, модернизация. Которая должна улучшить качественный состав судейского корпуса и уменьшить коррупционные риски. Президент Дмитрий Медведев предложил сделать самостоятельной систему экзаменационных комиссий, через которую должны проходить все кандидаты в судьи. Независимости новой вертикали должно придать и участие в ней представителей общественных организаций. Эксперты положительные шаги власти приветствуют, одновременно критикуя их за недостаточную широту.
Дмитрий Медведев внес в Госдуму поправки в законы о статусе судей в РФ и об органах судейского сообщества. В судебной системе предполагается создать новый самостоятельный орган – экзаменационные комиссии (ЭК).
Которые образуют вертикаль от Высшей ЭК до региональных. Как указано в пояснительной записке, это будет способствовать «минимизации коррупционных рисков, повышению уровня профессионализма судей и качества отправления правосудия». Для чего, считает президент, необходимо подключить к принятию экзаменов у кандидатов в судьи представителей общественности. Ставка делается на юридическую науку, преподавательский состав профильных вузов, а также на общественные организации юристов. Причем, как четко прописано в законопроекте, общественность, которая будет работать в ЭК, станет получать за это деньги.
Затраты предполагаются небольшие. Привлеченному специалисту будут платить 600 руб. в день командировочных, 1,5 тыс. за проезд и 2,5 – за проживание. В год получается более 32,5 млн. руб. Судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова это приветствовала – дескать, материальные стимулы для добросовестного труда имеют большое значение. Правда, она тут же оговорилась: «Вопрос в том, чтобы эта плата не могла быть использована как элемент коррупционного давления на членов экзаменационных комиссий». Кстати, президент вовсе не требует от бюджета дополнительных расходов на свою инициативу. В финансово-экономическом обосновании к закону значится, что деньгами должен поделиться Судебный департамент при Верховном суде РФ.
Интересно, впрочем, что через систему комиссий по приему экзаменов будут проходить кандидаты не только в судьи общей юрисдикции, но и соискатели места арбитражного судьи. Таким образом, мы снова видим то самое неравенство в положении двух высших судов страны, о котором уже неоднократно писала «НГ». Более того, в законопроекте вроде бы общего назначения почему-то решаются частные проблемы Высшего арбитражного суда. У которого, к примеру, есть подразделение по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. В президентском законе для отбора туда судей предусматривается отдельная экзаменационная комиссия. Которую, получается, оплачивать должен тоже Судебный департамент при ВС.
Несмотря на несхожесть ситуаций, в которых находятся оба высших суда, при формировании ЭК декларируется их полное равенство. Например, в Высшей экзаменационной комиссии, которая состоит из 21 члена, 8 человек будут представлять суды общей юрисдикции, 8 – арбитражи, 4 отдаются науке и профессорам. Одно место остается за общероссийскими общественными объединениями юристов, которых таким образом заставляют забыть имеющиеся противоречия и сойтись на одном кандидате.
Любопытно, что хотя самостоятельность системы ЭК – основная цель президентского законопроекта, некоторые его особенности заставляют в этом усомниться. Например, всех членов ЭК будут избирать съезды судей – соответственно всероссийский и региональные. Однако представлять их будут исключительно руководители судов. Верховного и Высшего арбитражного: Вячеслав Лебедев и Антон Иванов – членов Высшей экзаменационной комиссии, а главы региональных судов – всех остальных, входящих в вертикаль.
Представители науки, образования и общественности тоже будут проходить в ЭК не напрямую, а через руководителей судебной системы. Для них вводится жесткое требование – представлять не менее двух кандидатов на одно место.
Глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев, в прошлом федеральный судья, уверен, что наведению порядка инициатива Медведева вряд ли поспособствует. По его мнению, настоящей мерой стал бы переход к выборности населением судей первого уровня – районных. Или по крайней мере – мировых. Сейчас же, отметил он, возникает видимость преобразований. Что касается общественного контроля за деятельностью судебной системы страны, то он может быть, по словам Соловьева, «только тогда, когда к нему будут привлечены действительно широкие слои населения». Как известно, предложения президенту о создании такого общественного контроля неоднократно делал президентский Совет по развитию институтов гражданского общества и правам человека. Тамара Морщакова является одним из авторов данной инициативы. Законопроект в беседе с «НГ» она вчера оценила частично положительным. Потому что это на самом деле часть предложений общественников. Это положение уже давно разрабатывалось как часть судебной реформы – МЭРТом под руководством Германа Грефа.
Морщакова полагает, что фиксация статуса ЭК законом – само по себе неплохо. С другой стороны, она уверена, что «половинчатые меры, создавая видимость прогресса, в действительности оставляют возможность оставлять все в прежнем положении».
Например, Морщакова напоминает, что сохраняющееся право квалификационных коллегий – еще одного органа судейского сообщества – давать рекомендации на должность судей прошедшим экзамен кандидатам ослабляет эффект от нынешней президентской инициативы. Точно так же как и сохранение огромных административных полномочий у председателей судов в отношении рядовых судей.