Министерство юстиции России обнародовало проект поправок в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Проект доступен для ознакомления на сайте ведомства. До 10 октября граждане смогут обсуждать документ. Эксперты отмечают тенденцию к большей регламентации религиозных объединений и ограничению свободного исповедания веры.
Анализ предлагаемых поправок выявляет несколько существенных нововведений. Ликвидируется понятие религиозной группы, то есть объединения людей на основе одного вероучения, для группы не требуется госрегистрация. Тем самым принцип функционирования духовных объединений с заявительного меняется на строго разрешительный. Одновременно расширяется перечень оснований, по которым организации может быть отказано в регистрации. Согласно действующему закону, группы от трех до десяти человек могут собираться для исповедания, проповеди и богослужения, не обращаясь за регистрацией и лишь уведомляя о своем существовании госорганы.
Далее углубляются требования по централизации объединений. Местные религиозные организации, не подтвердившие факт своего вхождения в централизованные организации, ограничиваются в правах, в том числе на создание образовательных учреждений. Кроме того, вводится норма о государственной религиоведческой экспертизе. Наконец, усиливается роль регистрирующих ведомств. Видимо, предлагается решения в отношении деятельности того или иного объединения принимать на основании не правительственного акта, а ведомственных актов Минюста, принимающего решение о регистрации, и налоговой службы, ведущей регистр юридических лиц. Однако точных формулировок в документе нет, остается только предполагать, что имели в виду в данном пункте авторы поправок.
Михаил Одинцов, начальник отдела по защите свободы совести аппарата уполномоченного по правам человека РФ, увидел в предложениях Минюста несколько изменений, уточняющих формулировки. Однако в остальном эксперт вынес несколько замечаний. По его мнению, закон должен реализовывать сложившуюся практику правовых отношений, а данные дополнения исключают из правового поля религиозные группы, которые на сегодня составляют 20–30% духовных объединений. Одинцов напомнил, что даже советское законодательство содержало норму о религиозных группах, хотя и требовало их обязательную регистрацию. Кроме того, эксперт отметил недостаточно ясно прописанную норму реализации положения о государственной религиоведческой экспертизе. «Кто будет проводить экспертизу? Как? В какие сроки?» – такие вопросы остались у эксперта после ознакомления с документом. «Из названия такого закона надо было бы исключить слово «объединения» и заменить его на «организации», – добавил Одинцов.
«Суть законопроекта – создать новые затруднения для деятельности объединений «нетрадиционных» религий, – считает действительный государственный советник РФ I класса Андрей Себенцов. – Исключение из закона религиозных групп фактически создаст ситуацию запрета религиозной деятельности без регистрации, а остальные предложения настолько противоречат духу решений Европейского суда по правам человека, что просто удивительно, насколько нам (в лице Минюста) удается создавать прецеденты усугубления проблем под видом их решения», – заключил эксперт.
Интересно, что практически сразу после обнародования законопроекта появилась новость о том, что Духовное управление мусульман европейской части России (Московский муфтият) подало в Арбитражный суд столицы иск о признании незаконной регистрации Духовного управления мусульман Москвы и Центрального региона России (Московский муфтият). По мнению ДУМЕР, нарушением стало заимствование части названия и несоответствие требованиям закона о порядке регистрации централизованных религиозных организаций.