Пять лет назад на пресс-конференции я спросила тогдашнего победителя конкурса «Учитель года-2006» Андрея Успенского, какую прессу он читает. «Я не читаю газет», – ответил в духе профессора Преображенского лучший педагог страны. Нынешний победитель конкурса «Учитель года-2011» – сельский учитель Алексей Овчинников газеты читает. Причем чаще всего – в Интернете. Похоже, читает даже аналитику. Чего не скажешь о его соратниках. Они продемонстрировали это на встрече с президентом страны Дмитрием Медведевым в среду, 5 октября, в Московском планетарии.
Например, лучшие учителя, заметьте, призванные «формировать клуб образовательных политиков», не слышали заверений премьера Владимира Путина о планах правительства по зарплате учителей. Не информированы об олимпиадном движении. Не подозревают о существовании образовательных ТВ-каналов... И поэтому, встретившись на историческом для них чаепитии с главой государства, в сотый раз пережевывают одни и те же давно набившие оскомину темы.
Впрочем, стоп┘ Может, как раз этот момент и свидетельствует о том, что решения, принятые еще несколько лет назад, никто и не думал «претворять в жизнь». И по-прежнему повышение квалификации учителей – все та же чистая формальность, а зарплаты – вместо обещанных «не ниже средней по промышленности» неуклонно снижаются даже в экспериментальных районах? А когда сравняются с эталонной – так и непонятно, поэтому лучше в сотый раз переспросить? Вообще попытка сделать из учителей, участвующих в конкурсе «Учитель года-2011», образовательных политиков обречена на неудачу априори. Во-первых, учитель – уже по статусу человек, от власти зависимый. Обласканный же ею – вдвойне. Во-вторых, вращающийся исключительно в образовательной среде, чаще всего он находится в плену педагогических иллюзий и опасается мыслить шире. Поэтому и предложения даже лучших учителей вертятся обычно вокруг вещей привычных: «Верните школе то, верните это!»
Будем честны, конкурс «Учитель года» был и остается тусовкой своих. Подтверждение тому: год от года конкурс теряет крупных информационных телеспонсоров. Помнится, когда-то были попытки трансляции хотя бы церемонии награждения по центральным каналам. Но до формата развлекательных шоу конкурс не дотянул и стал телевизионщикам неинтересен. Сегодня какие-то попытки сделаны – прямой эфир встречи учителей и министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко и голосование телезрителей на телеканале «Дождь». Но этого мало. По-хорошему, надо основательно менять формат соревнования.
Учителя, и сельского, и городского, всегда уважали за то, что он был авторитетен среди простого народа. Он видел дальше стен школы. И если сегодня население наблюдает по телевизору, что весь разговор даже лучших педагогов с главой государства вертится вокруг вопросов учительских зарплат, кредитов, грантов и квартир, вокруг тем «дайте и сделайте» – оно теряет к такому учителю интерес. Как булгаковских героев, москвичей испортил квартирный вопрос, учителей – вопрос коммерческий.
Именно сегодня, когда в школу привезли, как выразилась одна из учительниц, «нанооборудование», выясняется, что все-таки главное в школе – учитель. Вернее, учитель, постоянно совершенствующийся. Таковы запросы современного общества. И это даже не запросы родителей, это вопрос выживания страны в ближайшем конкурентном будущем без опоры на газовую трубу. Но претензии общества остаются даже без попытки ответа на них. Министр сам на всю страну признается, что типичный учитель – это женщина предпенсионного или послепенсионного возраста, которая решает чаще всего в школе свои коммерческие вопросы. Добровольно она из школы не уйдет, пенсия ее мала, а в образовании теперь стали хорошо платить... Выгнать же ее у государства рука не поднимется, потому что оно – социальное┘ Так что же делать?
Как ни странно, выход есть. Его подсказала учительница на все той же встрече с президентом страны, только сформулировала его несколько неловко. «Нужно создать интеллектуальное поле», – заявила она, имея в виду образовательные каналы на ТВ и намекая, очевидно, на «Ленинские университеты» брежневских времен. По крайней мере так это воспринял президент страны, который поправил ее, что на самом деле познавательных каналов уже много, они просто не имеют так называемой педагогической составляющей. И если что-то делать в этом направлении, то надо делать это интересно.
Позволю себе подправить предложение учительницы. Нужно создавать (или поднимать), как говорят сегодня уже во весь голос умные спикеры, темы, образовательную среду вне школ. Когда будет поставлена такая задача, то огромная сумма консолидированного бюджета по образованию – 2 трлн. 40 млрд. руб. (которой, кстати, изумился президент РФ) может быть потрачена с куда с большей пользой для ее населения.
И все-таки не хочется, далеко еще не уйдя от Дня учителя, заканчивать на пессимистической ноте. Мне очень понравился победитель конкурса. Поэтому с праздником его и всех тех, кто бескорыстен в своей любви к профессии. Оставайтесь в школе, настоящие учителя, – вы нам всем очень нужны.