Кажется, все уже знают, что нам предстоит избрать депутатов Госдумы. Но почти ничего не говорится о том, что 4 декабря – не просто день парламентских выборов, а очередной единый день голосования.
До сих пор никогда еще не проводились основные выборы законодательных органов в более чем 14 регионах одновременно. А тут – 27 регионов, практически каждый третий. Причем только в трех из них существует полностью пропорциональная система; в остальных – смешанная, то есть помимо партийных списков будут бороться также кандидаты в одномандатных округах.
Но, как обычно, большая часть выборов – муниципальные. По данным, которые можно почерпнуть на сайте ЦИКа, 4 декабря пройдут более 2,5 тыс. выборов в органы местного самоуправления.
А на муниципальные выборы сейчас стоит обратить особое внимание. Во-первых, на них во многих местах еще сохранилась реальная конкуренция, настоящая борьба кандидатов за голоса избирателей. Во-вторых, как раз сейчас идет реформа муниципальных выборов.
До сих пор выборы органов местного самоуправления в России в основной своей массе традиционно проводились по мажоритарной системе – избиратели голосовали за кандидатов в одномандатных или многомандатных округах. Выборы по партийному принципу были редкостью. Но с 2005 года партсписки на муниципальных выборах стали появляться все чаще. Сначала в крупных городах, потом в городах поменьше, в сельских районах – и так дошли до сельских поселений. И не только в виде смешанной системы, где кроме списков сохранялись одномандатники, но и в чистом виде, то есть без одномандатников, без возможности гражданина выдвигаться самостоятельно. А попутно в 2009 году запретили выдвигать списки общественным объединениям. Теперь списки выдвигают только партии, которых осталось всего семь, причем трем из них даже региональные выборы в большинстве областей не под силу.
Апофеозом стало проведение в октябре 2009 года выборов чисто по партспискам в селе Хомутинино (Челябинская область), где всего 1286 избирателей и 10 депутатов. Там поначалу все четыре «партсписка» сформировала дирекция санатория «Урал», но потом «Справедливая Россия» опомнилась и выдвинула новый список из жителей села, не работавших в санатории. В результате КПРФ и ЛДПР, пошедшие на поводу у дирекции санатория, «пролетели». А теперь взялись за крупные муниципальные образования – городские округа и муниципальные районы. Весной этого года вступил в силу федеральный закон, обязавший те из них, кто имеет 20 депутатов и более, избирать не менее половины своих советов по партспискам. Хорошо хоть, что 4 декабря таких выборов будет немного.
Но тут Конституционный суд принял решение как раз по хомутининскому делу. Решение осторожное. Он постарался не задеть городские округа и муниципальные районы, но признал, что в сельских поселениях с малочисленным населением и малым числом депутатов применение пропорциональной системы не соответствует Основному закону.
При этом Конституционный суд обязал федерального законодателя определить критерии – в каких случаях нельзя применять пропорциональную систему. И сейчас в разных кабинетах обсуждают: сколько мандатов можно распределять по партспискам, чтобы не нарушать принцип пропорциональности, – 10, 13, 15? Действительно, такие критерии надо вырабатывать. Но это – не единственное, да и, пожалуй, не главное.
Из текста решения Конституционного суда и особенно из заключений ряда авторитетных экспертов можно понять, что есть еще множество проблем. И пусть спорные положения закона и не противоречат Конституции, все равно очевидно, что они не оптимальны.
Какой смысл внедрять партсписки там, где нет реальных партийных структур? Зачем политизировать институты, которые решают неполитические вопросы? Какое может быть самоуправление, если кандидатов в депутаты выдвигают парторганы в региональном центре?! Кто-то, видимо, думает, что таким путем можно укрепить партийную систему. А эксперты говорят иное: таким путем партийную систему мы скорее убьем. Партийные организации будут приватизированы руководством санаториев, заводов, агрофирм. Коррупция, имитация деятельности, отрыв от жителей – все это только усугубится.
В первую очередь нужно вернуть право выдвигать списки непартийным общественным организациям. Это позволит участвовать в выборах по партспискам большому числу беспартийных активистов, нацеленных не на политическую деятельность, а на отстаивание местных интересов.
Еще важно начать хотя бы постепенно уходить от закрытых списков, когда избиратель может голосовать только за список целиком. На муниципальном уровне депутаты должны быть максимально приближены к избирателю, поэтому если уж здесь использовать списки, то открытые, чтобы избиратели могли голосовать не только за список, но за кандидатов из него. Необходимо также обеспечить муниципальным образованиям реальную возможность выбора избирательной системы.
Эти идеи уже нашли свое воплощение в подготовленном нами проекте Избирательного кодекса РФ.
Но есть и более радикальные предложения: не использовать на муниципальных выборах чисто пропорциональную систему, а в поселениях отказаться от партсписков вовсе. И хотя эти предложения расходятся с тенденцией последних лет, их не стоит сбрасывать со счетов. Ясно, что внедрение партсписков зашло слишком далеко, развитие партий за этим процессом не поспевает. Самое время трубить отступление.