Вчера Госдума одобрила в первом чтении президентский законопроект о дальнейшем ужесточении уголовного преследования педофилов. Возможно, это и случайное совпадение, но именно в последнее время эта тема очень популярна. Выражение «педофильское лобби» стало весьма распространенным. На днях и представители Русской православной церкви присоединились к общей тревоге. В РФ приняты несколько законов, направленных на борьбу с педофилией, однако положение не выправляется. Обострение внимания к этой беде эксперты связывают с избирательной кампанией.
Вчера депутаты обсудили президентскую инициативу по корректировке Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, направленную на более серьезное наказание педофилов.
Законопроект был принят в первом чтении под критику оппозиционных фракций, считающих, что и жесткость его не такая уж значительная, и само ужесточение по отдельным статьям не так уж очевидно. Конфликт вокруг поправок, усиливающих уголовную ответственность за сексуальные преступления против несовершеннолетних, разгорелся вчера с утра. Представители «Справедливой России» поинтересовались, почему их законопроект на ту же тему не выставлен в качестве альтернативы президентскому. Тем более что так положено по регламенту Госдумы, да и внесен он был раньше. Единороссы отвечали, что альтернативности этих двух документов они не усматривают.
Думское большинство предпочло не вспоминать, что еще один антипедофильский проект, подписанный представителями всех фракций, давно принят в первом чтении. Однако дело не в регламентных закорючках, а в набирающей обороты избирательной кампании.
Напомним, что проект Медведева был внесен в ГД в июле – сразу после разъезда депутатов на каникулы. Вроде ничего особенного – не успели принять на весенней сессии, примут на осенней. Но в течение сентября медведевская инициатива пролежала без движения. А на ТВ и в других СМИ тем временем разгоралось пламя народного гнева в отношении педофилов и прочих извращенцев. Их засилью в России, в том числе и органах власти, была посвящена не одна телепередача.
В последние дни даже видные деятели Русской православной церкви возвысили голос против отвратительного порока. А по поводу затяжек с принятием президентского закона ходили слухи: дескать, педофильское лобби во власти тормозит жесткие предложения главы государства.
Попытки «НГ» выяснить, какой комитет нижней палаты и кто именно занимался блокировкой, вчера к успеху не привели. Скорее всего педофильского лобби и не было. Просто инициатива Медведева отлеживалась до поры. А именно – до нужного момента в ходе думской избирательной кампании. «Мы наблюдаем четкое переформатирование избирательной кампании «Единой России» с Путина на Медведева», – сказал «НГ» секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов. По его мнению, дальше это будет еще заметнее.
Муссирование этой темы, с точки зрения Обухова, призвано прикрыть провалы по другим направлениям: «Вот прошел очередной Госсовет по ЖКХ – так ведь совсем недавно вроде говорилось в таком же формате, что здесь все развалено и украдено. А раз результатов нет, сойдут и педофилы».
Депутат из фракции СР Антон Беляков считает заматывание его антипедофильского законопроекта злонамеренным делом – чтобы, дескать, он не мешал президентскому документу.
С педофилами Медведев предлагает поступать следующим образом. Если преступление совершено против ребенка до 14 лет, наказание может быть вплоть до пожизненного. Разнообразные смягчения наказания запрещаются. На УДО педофилам можно будет подавать документы лишь после отсидки трех четвертей срока, а не двух третей, как сейчас.
К преступникам, посягнувшим на детей, так называемые меры медицинского характера будут применяться принудительно – после заключения медкомиссии о неизлечимости обвиняемого и соответствующего решения суда. Вчера официальный представитель президента Гарри Минх сказал, что это может быть и химическая кастрация. Но в законопроекте таких подробностей нет. К преступникам, покусившимся на несовершеннолетних старше 14, медицинские кары будут применяться с их согласия. Потому что в обмен на него они смогут рассчитывать на смягчение приговора – конечно, по усмотрению суда.
Минх, с одной стороны, признался, что нынешний проект – не первый. В частности, еще одна антипедофильская инициатива Медведева была принята весной 2009 года. С другой стороны, он привел статистику за 2010 год – изнасилований несовершеннолетних почти тысяча. И больше трети из них пришлось на детей до 14 лет.
Получается, что особого эффекта законодательные меры не дают. Но у ряда депутатов возникли подозрения, что дело не только в объективных причинах. Эсэры потребовали назвать разработчиков персонально. Чтобы стало понятно, нет ли среди них подозрительных лоббистов.
Ни один из специалистов администрации президента ключевого влияния на окончательный текст оказать не может, заявил Минх: «Оснований для подобного рода даже подозрений быть не может». Но оппозиционные депутаты в своих выступлениях все равно заклеймили власть за то, что именно в последние годы уголовные репрессии по отношению к педофилам почему-то так или иначе смягчаются.
В частности, выпала из поля зрения правоохранительных органов ситуация, в которой сексуальные преступления против детей не носят насильственного характера.