Решение Путина и Медведева по выборам 2012 года продемонстрировало эффективность тандема, сохранение конфигурации власти и той политической системы, которая была создана в течение последних 10 лет. Управление страной будет по-прежнему находиться в руках двух самых популярных политиков страны. Что крайне важно, Дмитрий Медведев не станет «хромой уткой», не потеряет политический вес и после 7 мая.
Это, конечно же, многим заинтересованным в сломе системы и в радикальных переменах не понравилась. Ведь сохраняется стабильность, а значит, надежды на раскачку ситуации пропали втуне. Желавших стравить Путина и Медведева в надежде что-то урвать для себя лично в результате схватки в тандеме было предостаточно. Все они остались с носом.
Тандем сохраняется и обновляет свою легитимацию посредством вынесения проводимой им политики на всеобщее голосование. Опуская бюллетень в урну в декабре, граждане будут давать ответ не только на вопрос о поддержке «Единой России», но и о поддержке всех важнейших институтов власти, и политики, которую руководство страны проводило начиная с 2000 года.
Возглавив список «Единой России», президент, с одной стороны, взял на себя ответственность за результат декабрьских выборов. С другой стороны, он получил дополнительные полномочия по управлению партией, как человек, который ведет ее на выборы. Партия становится источником легитимности власти, а также институтом, обеспечивающим проведение согласованной политики. Параллельно Путин как лидер «Единой России» также отвечает за успех партии. И после победы, которой будут добиваться оба лидера, Путин будет выдвинут кандидатом в президенты от «Единой России».
Фактически президент, премьер-министр и партия выступают в роли политического триумвирата, взаимосвязанного между собой так тесно, что отношение к одному из участников этой властной конструкции будет прямо сказываться и на двух других. Что, впрочем, для социологов уже год как не является секретом – рейтинги «Единой России», Путина и Медведева двигаются синхронно, что демонстрирует наличие тесной связи в глазах избирателей каждого участника триумвирата друг с другом.
Перед выборами власть избежала конфронтационной модели развития ситуации. Решение о сохранении властной конфигурации рассматривается избирателем как позитивное. Что немаловажно, в этой конфигурации Дмитрий Медведев обретает беспрецедентные полномочия для проведения в жизнь того курса, который он обозначил три года назад. Подобных полномочий до него не имел ни один премьер-министр (за исключением премьерства Путина с 2008 года). Это усиление будущего премьера на руку и будущему президенту, поскольку позволяет более гармонично распределить полномочия и ответственность.
При этом не оправдались многочисленные прогнозы, множившиеся весной и летом текущего года. Мол, если президентом будет Путин, нынешний глава государства сразу превратится в «хромую утку». Говорили о председательстве в Конституционном суде. Вспоминали также и слова президента о том, что он хотел бы снова преподавать.
Любой из этих вариантов (как и еще целый ряд других, столь же ослабляющих действующего президента) предусматривал резкое снижение его влияния и фактическое исключение из политики. Что, в свою очередь, означало бы распад правящего тандема и начало борьбы среди правящей элиты. Несомненно, по легитимности власти в этом случае был бы нанесен сильный удар. Кстати, при ситуации, если бы в результате конфликта из власти был бы исключен Путин, удар по ее – власти – легитимности был бы ничуть не меньшим. Словом, тандем подталкивали к самороспуску, к конфликту и собственной делегитимации.
Все эти риски были учтены, и принятое решение оказалось оптимальным с политической точки зрения. После оглашения решения по 2012 году ни один из членов тандема не потерял в политическом весе. Медведев, судя по последним событиям, в частности, речь идет об отставке министра финансов Кудрина, даже усилился.
Что же будет после президентских выборов? Медведев станет вторым лицом в государстве. У него будет карт-бланш на формирование нового, молодого кабинета министров, о чем прямо сказал Путин на съезде «Единой России». Правительство это будет составлено с учетом мнения победившей партии. Глава исполнительной власти – а премьер Медведев займет именно такую позицию (ведь президент – глава государства и гарант Конституции) – будет реализовывать модернизационную политику, контуры которой уже намечены.
Наконец, нельзя забывать о том, что Медведев еще полгода будет занимать пост президента страны, что он вполне успешный президент и президент сильный. Имеющиеся у него полномочия, усиленные поддержкой «Единой России» и перспективой будущего премьерства, достаточны для того, чтобы гарантировать сохранение его власти и влияния в российской политической системе. Нет никаких сомнений – техническим премьером он не будет.