«Единая Россия» пришла в Центризбирком последней.
Фото РИА Новости
Вчера свой список отнесла в ЦИК и «Единая Россия». На следующей неделе Центризбирком намерен заверить списки кандидатов в депутаты Госдумы, выдвинутые всеми семью официально зарегистрированными партиями страны. В списке ЕР значится 599 кандидатов – на одного меньше, чем максимально дозволенное число. Однако и оппозиционные партии – КПРФ и «Справедливая Россия» – единороссам в количественном отношении в этот раз решили не уступать. А вот ЛДПР выдвинула кандидатов меньше, чем на выборах 2007 года.
Окончательный перечень партий, которые примут участие в выборах 4 декабря, Центризбирком определит 30 октября. К середине же следующей недели, по словам председателя ЦИКа Владимира Чурова, будут заверены списки всех семи российских партий.
Часть из них после этого будет активно собирать подписи граждан, чтобы быть допущенными к выборам. А парламентские партии смогут начать агитацию.
«Единая Россия» представила свой список самая последняя. В нем 599 кандидатов. Максимально же допустимое их количество, напомним, – 600. Еще две партии решили от ЕР не отставать. КПРФ выдвинула 597 человек, тогда как на выборах 2007 года в ее списке было 513 кандидатов. «Справедливая Россия» заполнила все 600 клеточек. На прошлых выборах у нее было 528 кандидатов. Первое объяснение, которое приходит в голову, – оппозиция решила ударить контрпропагандой по партии власти. Ведь все предыдущие четыре года, когда оппозиционеры жаловались на административный ресурс, ЕР отвечала им весьма жестко. Дескать, чего вы говорите об украденных голосах, когда даже кандидатов в нормальном количестве выдвинуть не можете.
Секретарь ЦК КПРФ Вадим Соловьев не отрицал, что количество выдвинутых кандидатов имеет определенное пиар-значение, но упирал исключительно на прагматический смысл. «Чем больше кандидатов, тем большую территорию они могут накрыть и тем больше людей смогут сагитировать». Плюс каждый из кандидатов получает неприкосновенность, а значит, его партийная работа становится более защищена от административного давления. Ну а, кроме того, каждому кандидату положены уполномоченные, наблюдатели и т.д. «То есть чем больше у партии кандидатов, тем более мощной получается складывающаяся вокруг них инфраструктура».
Номер 3 в федеральной части партийного списка СР депутат ГД Оксана Дмитриева сказала «НГ», что росту числа кандидатов способствовуют многочисленные региональные выборы. Например, подчеркнула она, думский список эсэров по Санкт-Петербургу и список их кандидатов в питерское Заксобрание практически идентичны. «Таким образом выстроены кампании и в других регионах, так что в этот раз у многих кандидатов есть неплохие шансы попасть или в Госдуму, или в парламенты субъектов».
Интересно, что Соловьев тоже отнес выборы в почти 30 субъектах РФ к факторам, которые объективно способствуют росту федерального списка партий. А Дмитриева почти буквально повторила его слова о получении кандидатами хотя бы какой-то защищенности от давления.
Эсэры выделили места для беспартийных. То есть приход в политику путинского ОНФ все-таки на другие партии повлиял. Это и понятно: почти все лето на телевидении рассказывали, что партия власти берет в свои ряды представителей народа. Оппозиция вынуждена была реагировать. Кстати, большие списки, считают там, это и способ формирования команд, собираемых не на одни выборы, а для постоянной работы. Ну и наконец нужен запас кандидатов на всякий случай. Дмитриева объяснила: «Если мы все-таки добьемся, что у ЕР не будет 50%, то есть ее монополия будет разрушена, некоторые люди смогут уходить от нас для работы в исполнительной власти на федеральном или региональном уровнях».
И коммунист Соловьев тоже видит такую возможность. Он уверен, что в предстоящие пять лет радикальные изменения в стране все-таки произойдут. И, может быть, коммунистические кадры будут задействованы весьма активно.
Из общеоппозиционной тенденции выбивается ЛДПР. Которая по сравнению с 2007 годом сократила свой список. Тогда было 349 человек, а сейчас 312. «Враги по оппозиции» уверяли вчера «НГ», что либерал-демократы, видимо, получили гарантию на прохождение в ГД. Однако лидер фракции ЛДПР Игорь Лебедев смеется как раз над ними: «Не вижу никакого смысла выдвигать 600 человек, когда в Думе всего 450 мест». Лебедев настаивает: каждая партия свой «депутатский предел» знает. «Вот мы и бережем человеческий труд – ведь каждый партийный список проверяет не только Центризбирком, но и многие другие госструктуры». ЛДПР, по его словам, подходит к процессу выдвижения списка крайне прагматично.
«Правое дело» и «Яблоко» по сравнению с 2007 годом расширили свои списки. ПД значительно (376 против 283), яблочники чуть меньше – с 338 до 374. Их представитель Сергей Иваненко сообщил «НГ», что «политически активные люди все входят в список». По его словам, для такой оппозиции при власти, как КПРФ, вхождение в список действительно дает защиту. А вот с «Яблоком» все происходит наоборот: «Если человек попадает в наш список, у него могут быть проблемы». По его мнению, человек, который сейчас становится кандидатом от «Яблока», совершает «гражданский поступок». Что же касается ПД, то, уверен он, рост числа кандидатов в списке этой партии – остатки прохоровского этапа ее существования.